[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей** На слова (Агари): //«от лица госпожи моея бегу»//, (ангел) отвечает: возвратись, иди назад, не будь неблагодарна к той, которая оказала тебе столько благодеяний. А так как она гордостию и высокомерием возбудила гнев госпожи своей, то (ангел) говорит: **«покорися под руку ее»**, покорись ей: это будет полезно тебе. Помни (свое) рабство, не забывай господства (Сарры); не думай высоко, и не мечтай о себе более надлежащего: **«покорися под руку ее»** и окажи ей полное повиновение. Такие слова ангела довольно смягчили ее сердце, смирили ее высокомерие, укротили ее гнев и умиротворили ее мысли. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей** Как бы в родственном образе здесь было предначертано то обстоятельство, что после того, как явился Еммануил (ср. [[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]; [[old:is:07:14|Ис. 7:14]]) и Его таинство было явлено в мире, было необходимо, чтобы образы Моисеевого богопочитания подчинились и уступили место евангельским учениям, как лучшим и более совершенным заповедям. Я скажу, что это за образ. Поскольку Сарра не рождала, а Агарь зачала Измаила, то она, в конце концов, была уличена в том, что с презрением относится к своей госпоже - свободной женщине. Сарра же не стерпела этого презрения и стала притеснять египтянку, которая убежала из дома и стала блуждать в пустыне. Тогда ангел спросил ее, куда она идет и откуда пришла. Она же отвечала на это: //я бегу от лица Сары, госпожи моей//. Что же сказал святой ангел? **возвратись к госпоже своей и смирись под руки ее**. Словами ангела ей дается повеление не отвергать свободную женщину, то есть учение, призывающее к свободному состоянию, но, напротив, смириться под руки ее. Действительно, подзаконное богопочитание, происходящее через фигуры и образы, в некотором смысле рабствует евангельскому учению, в самом себе смутно показывая красоту истины. Ибо Закон был установлен некогда Моисеем через посредство ангелов (ср. [[new:gal:03:19|Гал. 3:19]]; [[new:act:07:53|Деян. 7:53]]), и словами ангела ему повелевается как бы склонить свою выю под божественные речения Христа, так же, как и той, которая не хотела уступить, повелевается подчиниться свободной женщине. Таким духовным смыслом, по моему мнению, обладает фраза о том, чтобы Агарь смирила себя под руки Сарры. Необходимо также напомнить, что и божественный Павел сопоставил этих двух женщин с двумя заветами: первым, рождающим в рабство и соответствующим нынешнему Иерусалиму, и вторым, рождающим в свободное состояние (я имею в виду Сарру) (ср. [[new:gal:04:24|Гал. 4:24-26]]). //**Искусные толкования на Пятикнижие.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей** **Возвратись** и проч. Ангел не осуждает открытым образом ни Агари, ни Сары, но только приводит в порядок их взаимные отношения. Сие показывает, что происшедшее между ними было более замешательство, нежели распря неблагонамеренная. Первая думала, что супруге Аврама неприлично более оставаться рабынею; другая опасалась, чтобы ее рабыня не сделалась ее госпожою. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-13 **Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня** Ст. 15 **Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил** Агарь, надеявшаяся на Аврама, когда увидела, что отдал ее в руки госпоже, которую укорила она, убоялась и бежала. Но встретил ее Ангел и сказал ей: **возвратися к госпоже твоей и покорися под руку ея... умножится семя твое, и не сочтется от множества... яко услыша Господь смирение твое**, - если ты готова возвратиться и служить госпоже своей, **и родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил. Сей будет онагр между людьми**, потому что поселится в пустыне и, как онагр, не будет в мире с людьми;** руце его на всех,** то есть на расхищение всех, **и руки всех на него**. Поскольку он будет нападать на все народы, то и сам подвергнется нападению всех народов. **И на пределах всея братии своея**, то есть сынов Сары и Хеттуры вселится, потому что сынам Симовым отделены уже были земли наследия их. Агарь уразумела, что у Аврама будет много детей, но не от нее. В этом уверяло ее то, что он более не входил к ней и, как скоро заметил, что зачала она, не приближался к ней. Аврам только по желанию Сары вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит ее плодом собственного чрева. И сказала Агарь: //Ты Бог видения,// снисходишь и даешь видеть Себя тем, которые чтут Тебя. И еще присовокупив к этому, сказала Агарь: **видение видела я после того, как увидел Ты меня**, потому что сначала Ангел, явившись, ничего не сказал ей, чтобы не привести ее в ужас. Когда же обратил к ней слово, тогда было ей видение в видении, то есть в лице Ангела явился Бог; потому и кладязю дала она название: //кладязь Живущаго Видящаго меня//. Агарь возвратилась к госпоже своей и испросила себе прощение. И когда Авраму и Саре сказала она о своем видении, известив, что сказал ей Ангел о сыне ее, а именно, что будет он жить на пределах братии своих, тогда эта весть, услышанная Сарой, загладила скорбь, какую Агарь причинила ей прежде. **И роди Агарь... и нарече Аврам имя сыну своему... Исмаил**, как научен был Агарью. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Дидим Слепец ===== **Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей** Буквальный смысл ясен. Из иносказательного же понимания следует, что если человек из-за чего-либо совершит бесполезный поступок, который, как он полагает, свойствен уважающим тень Закона, и станет словно бы избегать духовного толкования, то наставляющее слово обращает такого человека к прежней воле Божией. Ибо и Господь отчасти указывал, что то, что в Писании, относится к тени, освободится от нее, говоря: //К чему Мне множество жертв ваших?// [[old:is:01:11|(Ис. 1:11)]], а также: //Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои// [[old:ps:049:13|(Пс. 49:13-14)]]. Итак, крайне важно находиться //под руками// духовного наставления, именуемого //госпожой//, и //смиряться// перед ней, и Агарь поступила так не потому, что была смиренной, но из уважения к госпоже. Ибо то, что славно, не славно в этом отношении из-за превосходящей славы. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей** //«возвратись к госпоже своей и покорись ей…»// «Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, - говорит //м. Филарет//, - он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой» (//Властов//). **//Толковая Библия.//** [<10>]