[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:1 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен** Затем сказано Аврааму: **и будь непорочен**. Ему был дан дух мудрости, святой, удобоподвижный, чистый (ср. [[old:prs:07:22|Прем. Сол. 7:22]]). Поэтому душа мудрого мужа должна днем и ночью упражняться, постоянно пребывая на страже, никогда не предаваться сну (ср. [[new:mk:14:37|Мк. 14:37-38]]) и в беспрерывном бодрствовании устремляться к Богу, чтобы постигнуть те вещи, которые есть, и познать причины каждой. Но мудрость также изъясняет будущее: //она знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен// [[old:prs:08:08|(Прем. Сол. 8:8)]]. Итак, тот, кто стяжал ее, не может не быть благим и совершенным, потому что он обладает всякой добродетелью и является образом благости. Потому даже софисты века сего [т.е. профессиональные учителя философии и риторики] переняли отсюда такое определение мудрого мужа: «Мудрец есть достойный муж, искусный в речах». //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал** Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело (Авраама) уже увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, (Бог) исполняет Свои обетования. Необходимо впрочем выслушать самые слова, сказанные Богом Аврааму: когда ему было девяносто девять лет, **«явися ему Бог и рече ему**». Когда ты слышишь, что Бог явился, не предполагай тут ничего земного, и не думай, (что можно) видеть телесными глазами божественное и бестелесное естество, но рассуждай обо всем благочестиво. **«Явися ему Бог»**, то есть, его сподобил откровения, и видя его достойным Своего промышления, являет ему особенное снисхождение, и вступает с ним в беседу: **«Аз есмь Бог твой: благоугождай предо Мною и буди непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тя зело»**. **«И паде Аврам на лицы своем»**. Велико благочестие праведника, необычайно и благоволение к нему всеблагого Бога! Говорит: **«Аз есмь Бог твой»**. Как бы так сказал: **«Аз есмь»**, до настоящего времени многоразлично устроявший судьбу твою, **«Аз есмь»**, воззвавший тебя из дома твоего и приведший сюда; **«Аз есмь»**, поборавший по тебе и возвеличивший тебя над всеми наветниками твоими. И не сказал просто: «Аз есмь Бог»; но – **«Аз есмь Бог твой»**. Примечай великую благость; смотри, как и этим прибавлением выражает Он Свое благоволение к праведнику. Бог всей вселенной, Содетель всяческих, Творец неба и земли, говорит: **«Аз есмь Бог твой»**. Великая почесть праведнику! Так обыкновенно говорят и пророки. Как теперь Сам Он, общий всех Господь, позволяет рабу называть Себя Богом своим, и после, как увидим, Он говорит: //«Аз есмь Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев»//, – так и пророки нередко говорили: //«Боже, Боже»//, – не ограничивая собою только господства Его, а показывая свою неизмеримую любовь. Но когда это делают люди, ничего нет удивительного; а когда сам Бог так делает в отношении к людям, это необычайно и чудно. Впрочем не будем удивляться, возлюбленные, а послушаем пророка, который говорит: //«лучше един день творяй волю Господню нежели тьмы грешников»// [[old:prsir:16:03|(Сир.16:3)]], также блаженного Павла, который говорит: //«приидоша в милотех и в козиих кожах лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин мир»// [[new:evr:11:37|(Евр.11:37–38)]]. Таким образом пророк выражает, что один, творящий волю Божию, лучше бесчисленного множества беззаконных; а блаженный Павел, учитель вселенной, вспомнив о всех праведниках, проводящих свою жизнь в скорбях и во всякой тесноте, говорит: //«ихже не бе достоин мир»//. Целому миру он противопоставил этих гонимых и скорбящих, чтобы показать величие добродетели. Потому-то и Содетель всех говорит праотцу: **«Аз Бог твой; благоугождай предо мною и буди непорочен»**. Я не презрю подвигов столь великой твоей добродетели, но **«положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тя»**. Не просто (говорит) умножу, но умножу зело, показывая необычайное размножение. Что прежде выразил Он словами: //«якоже песок и звезды»//, тоже и теперь означает словом: **«зело»**. А признательный и благочестивый раб, видя столь великое снисхождение к себе от Бога и такое попечение Его о своем служителе, изумляясь и помышляя о собственном немощном естестве, о благости Божией и бесконечной силе, **«паде**, – говорит Писание, – **на лицы своем»**, выражая таким образом свою признательность. Не только не возгордился и не вознесся мыслию от оказанного ему благоволения, но еще более смирил себя: **«паде**, – сказано, – **на лицы»**. Такова признательная душа: чем больше пользуется приближением к Богу, тем больше обнаруживает благоговения к нему: **«паде на лицы своем»**. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 39.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен** Как Аврам уже утомился ходить одною верою, а не видением, как то видно из обстоятельств рождения Измайлова, то Бог, возобновляя //обетование//, дает сему образ завета, соединенного с постоянным //видимым знаком//, который есть //обрезание//. Сей знак делается потомственным, подобно как и обетование. Если //завет обрезания// сличить с предшествовавшим ему //заветом огненного видения// [[old:gen:15:18|(Быт. 15:18)]], то завет обрезания можно почесть дальнейшим объяснением, возобновлением, дополнением и совершением первого завета. В первом образовательные действия или знамения заветные представляются наиболее со стороны Бога; во втором — со стороны Аврама. Сказание о завете обрезания раздробляется на следующие части: приготовление к завету [[old:gen:17:01|(Быт. 17:1-3)]], новое изложение обетования заветного [[old:gen:17:03|(Быт. 17:3-8)]], изображение видимого завета со стороны Аврама [[old:gen:17:09|(Быт. 17:9-14)]], изъяснение обетования в отношении к Саре [[old:gen:17:15|(Быт. 17:15-16)]], недоумение Аврама [[old:gen:17:17|(Быт. 17:17)]], ходатайство о Измаиле [[old:gen:17:18|(Быт. 17:18)]], судьба Исаака и Измаила в особенности [[old:gen:17:19|(Быт. 17:19-22)]], исполнение завета со стороны Аврама [[old:gen:17:23|(Быт. 17:23-27)]]. **Девяносто девять лет**. Время вступления в завет обрезания замечательно по трем отношениям: в отношении к рождению Измаила. В продолжение тринадцати лет Бог оставлял Аврама в неведении или, что еще тягостнее, в погрешительном гадании о его судьбе; в отношении к самому Авраму. Девяноста девяти лет от рождения он принял обетование о будущем сыне и подвергнул себя болезненному действию обрезания; в отношении к Исааку. Обетование о его рождении соединено было с точным назначением времени сего события [[old:gen:17:21|(Быт. 17:21)]]. **Я Бог всемогущий**. Указанием на свое всемогущество Бог приготовляет Аврама к последующему затем повелению и обетованию, дабы сей не сомневался в возможности как получить обетование от руки Его, так равно исполнить повеление с Его помощью. Даже некоторым образом упрекает Аврама, который искал естественных средств к исполнению обетования Его. **Ходи пред лицем Моим и будь непорочен**. Чем были Енох и Ной ([[old:gen:05:22|Быт. 5:22]]; [[old:gen:06:09|Быт. 6:9]]), тем Авраму повелевается быть. Впрочем, можно думать, что Бог здесь дает ему не новую для него заповедь, но утверждает его в принятом уже им поведении и предохраняет от падений. Как исполнили патриархи волю Божию, они сами, не обинуясь, сие исповедуют ([[old:gen:24:40|Быт. 24:40]]; [[old:gen:48:15|Быт. 48:15]]). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1, 6, 10-11 **Бысть же Авраму лет девятьдесять девять: и явися Господь Авраму и рече ему... буди непорочен** в завете, который положу с тобой.** И возращу тя зело зело, и положу тя в народы**, то есть во многие колена; конечно же, разумеются здесь и потомки Исава, Хеттуры и Исмаила, составившие из себя многочисленные народы. **И царие из тебе изыдут**, чем указывалось на царей из колена Иудина и Ефремова и на царей Идумейских. **И сей завет Мой... обрежет... всяк мужеск пол... плоть крайнюю вашу**. ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт. 17:1–9). В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом. **Бысть Авраму лет девятьдесять девять: и явися Господь Авраму и рече ему: Аз есмь Бог твой, благоугождай предо Мною и буди непорочен** Божие откровение **Авраму**, бывшее на сотом году его жизни, – дано было ему спустя 24 года после переселения его в Ханаанскую землю, 13 лет после рождения у него от Агари, рабыни Сариной, сына Измаила, и 14 лет после откровения Божия, содержащегося в предыдущей рассмот­ренной нами паремии, – и, как увидим дальше, имеет с ним необходимую связь. – **«Аз есмь Бог твой**, – рек Господь Бог **Авраму, благоугождай предо Мною и буди непорочен»**. Помни, что Я, будучи единым истинным Богом и Владыкою всего человеческого рода и всего мира, тебя одного из среды всех людей на свете взыскал особенным Моим благоволением и приблизил к Себе, тебя одного с твоим потомством избрал для хранения истинного Бого­почтения, – помни, что **«Я твой Бог»**, и дорожи этой бес­примерной честью, а для сего **«благоугождай предо Мною»**, т. е. веди себя как верный и во всем послушный Мой раб, непрерывно поставляя себя пред лице Мое, в присутствие Мое, – и **«буди непорочен»**, т. е. ограждая себя непрестанной памятью Моего присутствия близ тебя, веди себя безупреч­но не только в поступках, но и в мыслях сердечных, ибо все открыто Моему всеведению, – человека можно обма­нуть лицемерием, но отнюдь не Меня. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен** //Бог возобновляет завет Свой с Аврамом// //«Аврам был девяноста девяти лет…»// «Для чего Бог медлил столько времени? - задается вопросом святой //Иоанн Златоуст// и тут же отвечает на него: для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособной к деторождению, потому что тело Аврама увяло и иссохло от старости, - тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования». //«Я Бог Всемогущий…»// В еврейском тексте - «Эл-Шаддай». Это новое словосочетание, которым в Ветхом Завете обозначался Бог завета и откровения со стороны Своей всемогущей зиждительно-промыслительной силы (schadad - быть сильным, крепким) или устойчивой крепости и верности Своих обетований [[old:ish:06:03|(Исх. 6:3)]]. //«ходи предо Мною и будь непорочен…»// Смысл и значение этих нравственных заповедей известны нам по примерам их осуществления двумя великими раннейшими праведниками Енохом [[old:gen:05:24|(Быт. 5:24)]] и Ноем [[old:gen:06:09|(Быт. 6:9)]]. [<10>]