[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя** См. Толкование на [[old:gen:17:04#svt_ioann_zlatoust|Быт. 17:4]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя** Давайте вернемся теперь к дару Божию, ибо нет ничего его совершеннее. Действительно, что может быть лучше мудрости, что хуже тщетной суеты, что отвратительнее суеверия? Поэтому как тому, кому обещана полнота совершенства, Бог говорит Аврааму: //весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя//, потому что у верного целый мир богатства (ср. [[old:pr:28:20|Прит. 28:20]]), и он плодится, а не сокращается, как глупец. От Авраама происходят народы, то есть вера его передается народам и царям века, которые уверовали и покорились Господу Иисусу, Которому сказано: //цари принесут Тебе дары// [[old:ps:067:30|(Пс. 67:30)]]. И это вполне справедливо, потому что из рода Авраама не только будут цари по достоинству, но также такие цари, которые не будут служить греху, и зло не победит их, потому что смерть не будет иметь над ними власти (ср. [[old:os:13:14|Ос. 13:14]]; [[new:rim:06:09|Рим. 6:9]]; [[new:otkr:20:06|Откр. 20:6]]). Мы также узнали, что открытия благого ума - царские и знатные, поскольку, подобно Аврааму, он не имеет многочисленного посредственного поколения, но изобилует царским потомством. Ему была дана земля в полное владение, чтобы он властвовал над телом и не был пленником плотских наслаждений, но чтобы плоть покорно несла должную службу уму. Образ Авраама, очевидно, обозначает тайну Церкви, которая благодаря наследию веры обладает всем миром. Хорошо он назван «избранным отцом звука», «отцом веры» (ср. [[new:rim:04:11|Рим. 4:11]]), «отцом благочестивого исповедания». //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя** **И цари произойдут от тебя**. Еврейские, иудейские, израильские, идумейские, сарацинские и проч. Наконец, от Авраама сам //Царь царей// и //Господь господей// [[new:otkr:19:16|(Откр. 19:16)]] и поставляемые им цари и священники [[new:otkr:01:06|(Откр. 1:6)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя** См. Толкование на [[old:gen:17:01#prp_efrem_sirin|Быт. 17:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== Ст. 6-7 **и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя** Установление обрезания как знамения Завета. В словах Бога к Авраму виден всемощный и всесовершенный Творец, Который, из ничего сотворивши все видимое и человека, и после сотворения уже по прежде установленным законам образует род человеческий, так что распространение человечества есть прямо Его дело. Я сделал, говорит, тебя отцом множества языков, **Я весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя**. Когда еще ничего не было – ни народов, ни царей от семени Аврама, и пред лицем Божиим был один только Аврам, Бог уже видит все народы и всех царей, которые от него произойдут; они были пред Ним как бы настоящими, или стоящими пред Его лицем. Благоговею пред словами Твоими, Вседержавный Боже, сотворивый все Словом Своим и не престающий созидать и ныне все крепкою десницею Своею. Какое множество произошло от Авраама! И ныне от благочестивого корня Бог плодит больше людей! Благочестивый народ тоже по Его воле возрастает зело, зело. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт. 17:1–9). В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом. **И возращу** [размножу] **тя зело зело, и положу тя в народы** [ произведу из тебя народы], **и царие из тебе изыдут** **«И царие из тебе изыдут»**. Много **народов**, следственно, много и **царей** произошло от Авраама: **цари** еврейские, иудейские, израильские, сарацинские и др. Сам **Царь царей**, Господь Иисус Христос есть потомок Авраама по плотско­му происхождению. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя** //«весьма, весьма распложу тебя… и цари произойдут от тебя…»// Повторяя в более сильных выражениях уже неоднократно высказанную мысль (4 ст.), Бог делает и добавление к ней, указывая на происхождение царей из потомства Авраама, под которым ближе всего, конечно, разумеются иудейские и израильские цари, а затем - целый ряд правителей других происшедших от него племен. **//Толковая Библия.//** [<10>]