[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя** Затем, чрез приложение буквы, на самом имени праотца, как бы на каком столпе, начертав неизгладимое знамение (своего) обетования, Бог говорит далее праотцу: **«и поставлю завет Мой между тобою, и между семенем твоим по тебе, в роды их, в завет вечен, да буду тебе Бог»**. Не только о тебе, говорит, покажу великое попечение, но и о семени твоем после твоей смерти. Смотри, как (Бог) ободряет дух праведника, обещая ему, что будет иметь великое промышление и о семени его. В чем же сила завета? **«Да буду**, – говорит, – **тебе Бог и семени твоему по тебе»**. Это будет величайшее из всех благ для тебя и для семени твоего. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 39.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя** **Буду твоим Богом и потомства твоего после тебя**. О важности обетования сего нетрудно сделать заключение из того, что в продолжение одной настоящей беседы Божией с Авраамом, но произносится троекратно ([[old:gen:17:07|Быт. 17:7]], [[old:gen:17:08|8]], [[old:gen:17:19|19]]), и, наконец, относится к Исааку преимущественно пред Измаилом, как главная и существенная принадлежность завета. Внешний образ или выражение обетования сего делается понятным из сравнения оного с обыкновением идолослужителей присвоять себе и называть своим то мнимое божество, которое они почитают в идолах своего дома, города, страны и от которого почитают себя вправе требовать особенного покровительства. Примером сего служит Лаван [[old:gen:31:30|(Быт. 31:30)]]. Может быть, мысль и желание усвоять себе богов были безобразным произведением первоначально истинного, но впоследствии поврежденного предания о предопределенном усвоении Божества избранному племени. Бог, противополагая истину заблуждению, открывает Аврааму, что Он точно будет его Богом и его потомства, паче прочих человеков и народов. И Бог есть Бог Авраама и потомков его: по имени: //Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев// [[old:ish:29:45|(Исх. 29:45-46)]]; по сохранении истинного богопознания и богослужения в их потомстве; наипаче же по воплощению. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя** См. Толкование на [[old:gen:17:06#prav_ioann_kronshtadskij|Быт. 17:6]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт. 17:1–9). В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом. **И поставлю завет Мой между Мною и между тобою, и между семенем твоим по тебе в род их, в завет вечен, да буду тебе Бог и семени твоему по тебе** Новое условие **завета** со стороны Бога состоит в том, что Он обещается быть Богом Авраама и его потомства, т. е. иметь его с потомством, именно с избранной частью потомства [евреями и христианами], под особенным своим покровительством, являть особенную близость к ним, как избранному уделу Своему в беспредельной области Своего владычества. И это условие будет иметь силу **"вечно"**, – по отношению к плотским потомкам Авраама относительно **"вечно"**, т. е. дотоле, пока будет существовать ветхозаветная церковь и еврейское государство, – а в отношении к ду­ховным потомкам Авраама – христианам, – //«до скончания века»// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя** //«и поставлю завет Мой… завет вечный…»// Слово «век» в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл; оно указывает на завершение или окончание известного периода, после которого имеет открыться новый «век», т. е. начаться новый период [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]]. В данном случае «вечность» завета означает продолжение его до конца периода ветхозаветной церкви и до наступления новозаветных времен; по отношению же к сим последним оно имеет абсолютное значение, при условии соответствующих изменений ([[new:mf:28:20|Мф. 28:20]]; [[new:1kor:15:28|1 Кор. 15:28]]). [<10>]