[<10>] ====== Толкования на Быт. 18:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.** Кто может достойно восхвалить этого праведника, или как прославить его, хотя бы даже бесчисленными устами? Сказать: **«Господи»** – это дело обыкновенное; но говорить – **«аще убо обретох благодать пред тобою»**, это – дивно. Ты, говорит он, мне оказываешь благодеяние, а не принимаешь его от меня. Вот истинное страннолюбие: кто с усердием оказывает его, тот более сам получает, нежели сколько дает (страннику). Но никто из слушающих это не унижай добродетели праведника, предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто были те путники. В таком случае, как я уже много раз говорил, не было бы ничего и великого, если бы он говорил таким образом, зная путников; но то дивно и необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми. Не удивляйся, и тому что праведник, принимая трех странников, говорит: **«Господи»**, обращаясь как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался важнее других; к нему поэтому и обращает праведник (свою) просьбу. Но далее он обращает речь свою ко всем вообще, и говорит: **«да принесется вода, и да омыются ноги ваши»**, и опять: **«прохладитеся под древом, и да ясте хлеб, и по сем пойдете в путь, егоже ради уклонистеся к рабу вашему»**. Видишь, как он, не зная, кто эти путники, и разговаривая с ними, как с обыкновенными людьми, делает им всем общее приглашение, неоднократно называя себя рабом их? И смотри, как он наперед уже говорит о скудости, а лучше сказать – о богатстве своей трапезы: **«да принесется**, – говорит, – **вода, и да омыются ноги ваши и прохладитеся под древом»**. Так как, говорит, вы утомились и много потерпели от зноя, то прошу вас не пройти мимо раба вашего. Не много я могу предложить вам. Я могу только доставить вам воду для омовения, и потом отдохновение от усталости под деревом. Также он дает понятие и о своей трапезе. Не думайте, что я предложу вам что-нибудь роскошное, множество лакомств, или разнообразные яства: вы будете есть хлеб, **«и паки пойдете в путь, егоже уклонистеся к рабу вашему»**. Видишь ли, как он употребляет различные средства, чтобы убедить путников и завлечь их к себе: и поклоны, и слова, и все способы. Сперва, говорится, он поклонился; потом называет их господами, а себя самого рабом; затем говорит, какое им будет от него угощение, скромно отзываясь о том, и показывая, что не будет ничего важного. Я могу, говорит он, доставить вам простую воду для омовения ног, и хлеб, и, тень под дубом. Не пренебрегите же моей кущей, не презрите моей старости, не отриньте моей просьбы. Я знаю, какой вы понесли труд, представляю себе пламень зноя; поэтому желаю, чтобы вы немного отдохнули. Какой чадолюбивый отец показал бы столько усердия к своим детям, сколько праотец показал людям неизвестным, странникам, дотоле совершенно ему незнакомым? Но так как он обратился к ним с большим усердием и настоянием, то и получил добычу, захватив лов в свои сети. **«И рекоша**, – сказано, – **сотворим тако, якоже рекл еси»**. Оживился старец; сокровище, говорит он, у меня в руках; я получил богатство; теперь забуду и свою старость. И смотри, с каким восторгом он принимается за дело, как ликует от радости и восхищается, как будто несет в руках бесчисленные сокровища. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего** **Если я обрел благодать пред очами твоими, не пройди мимо раба твоего**. Силу сего приглашения точно изображает древнее гостеприимное приветствие российское: //милости просим//. Благочестивая любовь к ближнему, разделяя с другими дары Божии, не думает, что сим оказывает свою благодать и милость другим, но почитает сие благодатью и милостью других к себе. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3 **и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего** Ст. 5-6 **а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы** Когда же Авраам поспешил к ним от кущи своей как к странникам, и этой поспешностью обнаружил любовь свою к странноприимству, тогда является ему Бог и при дверях кущи ясно дает видеть Себя в одном из трех странников. И Авраам** поклонися до земли,** умоляя Того, в Котором открылось Божеское величие, войти в дом его и благословить жилище его: **аще... обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего**. Умоляемый Авраамом не отказался и отвечал: **тако сотвори, якоже глаголал еси.** Тогда **потщася Авраам... к Сарре, и рече ей... смеси три меры муки чисты**, а сам спешит к стадам, чтобы привести тучного тельца. Предлагает же Авраам в таком обилии хлеб и мясо не только для насыщения Ангелов, но чтобы разделить благословение всем домочадцам своим. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего** //«Владыка!... не пройди мимо раба Твоего…»// Текст русской Библии, по-видимому, предполагает обращение со стороны Авраама к одному из странников, как к начальствующему. Равным образом стоящее здесь в еврейском тексте слово: «Адонай» (с гласной «камец») обычно составляет обращение к начальствующему, а не к простому человеку (наподобие нашего - «господин мой»). На вопрос, почему Авраам, видя трех мужей, обращается только к одному со своим приветственным приглашением, прекрасно отвечает святой //Иоанн Златоуст//, говоря: «Не удивляйся и тому, что праведник, принимая трех странников, говорит: «Господи», обращаясь как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался важнее других; к нему поэтому и обращает праведник свою просьбу. Но далее он обращает свою речь ко всем вообще» (см. [[old:gen:18:04|4-5]] ст.). **//Толковая Библия.//** [<10>]