[<10>] ====== Толкования на Быт. 18:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его** И, так распорядившись, он опять сам **«тече ко кравам»**. О, старческая юность! О, сила душевная! Бежит **«ко кравам»**, а не позволяет идти туда рабам, во всем показывая пришельцам, каким удовольствием исполняло его посещение их, и как высоко ценит он присутствие их (в своей куще), почитая это сокровищем для себя. **«И взя**, – сказано, – **тельца млада и добра»**. Он сам выбрал животное, и, взяв самое лучшее из всех бывших у него, отдает рабу, побуждая и его не медлить, но употребить все тщание. Смотри, как все делается со скоростию, с пламенным усердием, с радушием, с радостию и с большим удовольствием. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.//** ---- Старец бежал скоро; слабость тела не остановила, а любомудрый дух укрепил его; усердие победило природу. Господин трехсот восемнадцати рабов нес тельца, и не тяготился бременем, но окрылял душу усердием. Старец принял на себя – сходить поспешно и много служить, а жена приняла на себя труд и хлопоты. Они угощали странников не только щедрым подаянием денег и обильною трапезою, но и услужливостью и совершенным угождением, не чрез рабов, но собственными руками и другими членами. Потом жена стояла в виде служанки, а странники, незнакомые, возлежали, – я не перестану говорить об этом, – они считали пришельцев за людей бедных, но не смотрели на это, а приняли их как странников, и оба предстояли при этом, собирая грозды странноприимства добрым расположением, любомудрием, услужливостью, ласковостью, трудами, угождением, любовью, заботливостью, усердием, всецелою предупредительностью. Жена стояла под деревом, пользуясь деревом, как бы брачным чертогом, и имея покровом тень листьев, и не стыдилась стоять в виду пред всеми. Она стояла, отличаясь собственною красотою и собирая плоды служения. **//Беседа на слова пророка Давида: Не бойся, когда разбогатеет человек; и о гостеприимстве.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 7-8 **И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели** Не случайно то, что Авраам побежал к стаду быков, взял молодого и хорошего тельца и подал его с молоком. Действительно, в Исходе Моисей, возвестив Пасху Господню, сказал: //Агнец у вас должен быть без порока, чистый, совершенный, однолетний, мужского пола; вы будете брать его из овец и козлят и убивать его на закате при стечении всего собрания// ([[old:ish:12:05|Исх. 12:5-]][[old:ish:12:06|6]]). Поэтому и здесь описывается, что был полдень, когда Авраам оказывает гостеприимство Господу. Телец же закалывается к ужину и поедается с //молоком//, то есть не с кровью, но с чистотой веры. Телец //хороший//, потому что он омыл грехи, //молодой//, поскольку он познал иго легкого закона, а не жестоковыйного (ср. [[new:mf:11:29|Мф. 11:29-]][[new:mf:11:30|30]]; [[old:ish:32:09|Исх. 32:9]]), и не отверг виселицу креста. И он по справедливости //молодой//, потому что от его головы, ног и внутренностей ничего не оставляется [[old:ish:12:09|(Исх. 12:9)]] и кость его не сокрушается (ср. [[new:in:19:36|Ин. 19:36]]; [[old:ish:12:46|Исх. 12:46]]; [[old:chis:09:12|Числ. 9:12]]; [[old:ps:033:21|Пс. 33:21]]), но он полностью становится пищей вкушающих (ср. [[new:in:06:48|Ин. 6:48-58]]). То, что символизировала тень Закона, то явила истина Евангелия (ср. [[new:evr:10:01|Евр. 10:1]]). //**Об Аврааме.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели** Когда омыты ноги странников и они уселись под древом, Авраам приносит и предлагает им все приготовленное, сам же не дерзает сесть, но //стоит подле них//, как прилично прислуживающему. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Ориген ===== Ст. 7-8 **И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели** **И побежал Авраам к стаду, и взял теленка**, сказано в тексте. Какого теленка? Первого, до которого успел добежать? Не так, но теленка //нежного и хорошего//. И хотя он поспешает во всех вещах, тем не менее знает, что самое достойное и лучшее следует предложить Господу или ангелам. Поэтому он выбрал и взял из стада теленка //нежного и хорошего// и передал отроку. И сказано: **и тот поспешил приготовить его**. Он сам бежит, его жена поторапливается, слуга спешит. Никто не мешкает в доме мудрого. Приносит на стол тельца, и тут же хлеб, и молоко, и масло. Таково усердие в гостеприимстве Авраама и Сарры. Все, что он делает, таинственно, целиком исполнено таинств. Теленок подается на стол, и это еще одно таинство. Теленок не жесткий, а //нежный и хороший//. И что есть такого нежного и хорошего, как не Тот, Кто смирил Себя для нас //до смерти, положил душу свою за друзей своих// ([[new:fil:02:08|Фил. 2:8]]; [[new:in:15:13|Ин. 15:13]])? Он есть откормленный на убой теленок, которого отец заколол для встречи со своим раскаивающимся сыном [[new:lk:15:23|(Лк. 15:23)]]. //Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб// [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]] - для жизни этого мира. Однако не укрывается от мудрого, кого он принимает. Троим выбежал навстречу, а поклоняется Одному, и обращается к Одному, говоря: //зайди к отроку твоему и остудись под деревом//. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели** По поводу тех мелких подробностей, которыми изображаются картины угощения Авраамом его неожиданных гостей, святой //Иоанн Златоуст// замечает: «смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!» //«И они ели».// Это не призрачное или только аллегорическое вкушение пищи, как то думали некоторые толкователи (//Иосиф Флавий, Филон, Ионафан, Иустин Философ//), но действительное и реальное ее принятие, наподобие того, как вкушал пищу и Господь Иисус Христос, являясь ученикам по Своем воскресении [[new:lk:24:43|(Лк. 24:43)]] со Своею преображенной плотью, проходившей даже через запертые двери [[new:in:20:19|(Ин. 20:19)]]. [<10>]