[<10>] ====== Толкования на Быт. 18:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их** Праотец узнал, кто был Пришедший и каково Его могущество и, когда странники вознамерились устремиться оттуда на разрушение Содома, последовал за ними, **«провождая их»**, как сказано. Посмотри теперь, как человеколюбив Господь, какое Он делает снисхождение праведнику, оказывая ему честь и вместе с тем желая обнаружить всю добродетель, сокрытую в душе его. **«Востав же**, – сказано, – **мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра»**. Это сказано об ангелах, потому что здесь, в куще Авраама, явились вместе и ангелы и Господь их. Но потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов, а Господь остался беседовать с праведником, как друг беседует с другом, о том, что намерен был сделать. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 42.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их** Повествование о погибели Содома и сопряженных с нею приключениях Лота вводится в историю Авраама как часть ее. Оно и действительно принадлежит к ней, потому что особливым образом открывает Божие к Аврааму благоволение как в том, что судьба Содома предварительно ему была показана, так и в том, что Лот для него извлечен из пропасти [[old:gen:19:29|(Быт. 19:29)]]. **Провожая их**. Хотя Авраам, без сомнения, узнал Господа из Его беседы, однако и провождает Его так же, как принял, то есть как странника. Он делает сие из благоговения и послушания подобно тому, как подданные царю, явившемуся под чужим именем и в виде неизвестного, не дерзнули бы воздать царских почестей. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 16 **И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их** Ст. 20-21 **И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю** Ангелы, изрекшие Сарре обетование о рождении сына, **воставше... воззреша на лице Содома**. Однако же Сарре не было открыто, что идут они в Содом, чтобы в тот день, когда обрадована она обетованием о сыне, не причинить ей скорби о брате, возвестив грозное определение суда, изреченное на Содомлян и собратий их. Потому они сокрыли это от Сарры, чтобы не проливать ей слез непрестанно. Аврааму же было открыто, чтобы не переставал он молиться, и чтобы молитва его открыла миру, что в Содоме не нашлось и единого праведника, ради которого он мог быть избавлен от истребления. **Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело**. Что разуметь под словом вопль, - объясняется сказанным вслед этого о грехах. **Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются; аще же ни, да разумею**. Сказал так Господь не потому, что не знал их грехов. Он прежде еще сказал: //греси их велицы зело//; но хотел этим показать пример судьям, чтобы не прежде они произносили приговор, как увидев дело вполне. Если Всеведущий представил себя как бы неведущим, чтобы не произвести определения о наказании прежде суда, то тем более судьи должны сознаваться в своем неведении и не изрекать приговора прежде исследования дела. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их** //«И встали те мужи и оттуда отправились к Содому (и Гоморре)…»// Второго города нет в еврейской Библии, но он имеется в греческой и славянской; последнее чтение более правильно, так как основано на контексте речи [[old:gen:18:20|(20 ст.)]]. //«Авраам же пошел с ними проводить их…»// Проводить гостя до границ своей земли - это последний долг восточного гостеприимства, радушно исполненный в данном случае и престарелым патриархом Авраамом. Согласно иудейскому преданию, Авраам провожал Господа и Ангелов по пути к Содому до места, называемого «Кафар-Варух», откуда вдоль по долине открывался вид на Мертвое море и окружающее его Пятиградие. **//Толковая Библия.//** [<10>]