[<10>] ====== Толкования на Быт. 18:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать** Когда ангелы ушли, **«рече** (сказано в Писании) **Господь: не утаю от Авраама, раба моего, яже Аз творю»**. Какое великое снисхождение Божие, и как эта почесть оказанная праведнику, превосходит всякое слово! Смотри, как Он беседует с праведником точно как человек с подобным себе человеком, показывая нам этим, какой чести удостаиваются от Бога люди добродетельные. А чтобы ты не подумал, что столь великая почесть праведнику есть дело единственно благости Божией, смотри, как божественное Писание научает нас, что праведник и сам собою заслужил такую честь, с полным послушанием исполняя повеления Божии. Именно, Господь, сказав: **«не утаю от Авраама, раба моего, яже Аз творю»**, не тотчас однако ж говорит о том, что имело быть; иначе следовало бы Ему прибавить и сказать, что Он намерен предать огню Содом. Впрочем, нужно обратить внимание еще и вот на что (потому что не надобно оставлять без внимания ни одного слова, ни одной черты во всем том, что заключается в божественном Писании): сколько, думаешь, почести в этих самых словах: **«Авраама раба моего?»** Какая любовь, какое благоволение! В этих-то особенно словах оказывается все преимущество и вся честь праведника. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 42.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать** **Тогда Господь сказал**. Следующая речь Божия содержит в себе три вещи: приготовление Авраама к откровению, побудительную причину откровения [[old:gen:18:18|(Быт. 18:18-19)]] и самое откровение о Содоме [[old:gen:18:20|(Быт. 18:20-21)]]. **Утаю ли** и проч. Бог предваряет Авраама о последующем откровении Своей воли так как бы не мог утаить ее от него. Такова есть близость людей облагодатствованных к Богу. Он как бы не имеет для них тайны [[old:ps:024:14|(Пс. 24:14)]]. Его воля как бы естественно отражается в душе, Ему преданной. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать** //Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры.// Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству ([[old:gen:12:03|Быт. 12:3]]; [[old:gen:13:16|Быт. 13:16]]; [[old:gen:15:05|Быт. 15:5]]; [[old:gen:17:05|Быт. 17:5-6]]), причем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетований, со стороны последнего состоявшие в верности Всевышнему или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения - это близость к Господу (по-еврейски — Иегове) и достижение всех обетований; а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Ему и развращении Израиля, - это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре. //«утаю ли Я от Авраама (раба Моего)…»// Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае — мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и Апостол Иаков [[new:iak:02:23|(Иак. 2:23)]] делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют — «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами ([[old:2par:20:07|2 Пар. 20:7]]; [[old:is:41:08|Ис. 41:8]]; [[new:iak:02:23|Иак. 2:23]] и др.). [<10>]