[<10>] ====== Толкования на Быт. 18:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым** О, дерзновение праведника! Или – лучше – о, сострадательность души! Он, в избытке сострадательности, даже как бы сам не разумеет, что говорит. И божественное Писание, показывая, что он употребляет ходатайство свое с великим страхом и трепетом, говорит: **«приближився Авраам рече: погубиши ли праведного с нечестивым»**? Что ты делаешь, блаженный праотец? Разве Господь имеет нужду в твоем ходатайстве, чтобы не сделать этого? Но не будем так думать. И на самом деле Авраам не говорит так, как будто бы Господь действительно хотел это сделать; но не дерзая прямо говорить о своем племяннике, он приносит общую мольбу за всех, желая с прочими и его спасти, а с ним и других избавить (от погибели). **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 42.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым** **И приблизился Авраам**. Или из благоговения стоял он до сего времени в некотором отдалении от Господа; или несколько времени колебался, открыть ли свои чувствования, между тем как Господь казался отходящим. **Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?** Сей и последующие вопросы Авраама не должно принимать за простое действие любопытства, испытующего судьбы Божии, поелику в таком случае ни один из них не был бы достоин ответа Божия. Все они имеют знаменование молитвенное о помиловании грешных ради праведных. В особенности Авраам имеет здесь в мыслях Лота, который после и спасен по его молитве [[old:gen:19:29|(Быт. 19:29)]]. Не произносит же имени его или потому, что сознает дерзость своего ходатайства, или потому, что полагается на всеведение Господа. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18:20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры. **И приближився Авраам, рече: погубити ли праведнаго с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый** То, что **Авраам «приблизился»**, ближе стал к Господу для беседы с Ним, свидетельствует о его сыновнем дерзнове­нии пред Богом и об уверенности, что Он благосклонно выслушает его речь. - **«Погубити ли праведнаго с нечести­вым»**: с этих слов начинается ходатайство **Авраама** за **нечес­тивых** жителей Содома. Он просит им пощады ради пра­ведников, живущих с ними, иначе последние погибнут с первыми. Говоря о праведниках, Авраам ближайшим об­разом имеет в виду Лота с его семейством, но предполагает, что кроме Лота найдутся в Содоме подобные ему. Что Господь готов миловать многих **нечестивых** ради немно­гих, даже одного, находящихся между ними праведников, это видно из многих свидетельств слова Божия ([[old:is:65:08|Ис. 65:8]]; [[old:ier:05:01|Иер. 5:1]]; [[new:act:27:24|Деян. 27:24]]). **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым** //Авраам ходатайствует о сохранении этих городов.// Весь этот заключительный раздел данной главы представляет любопытную и поучительную беседу Бога с Авраамом, свидетельствующую как о высоком дерзновении праведника, так и крайнем снисхождении Бога. //«неужели Ты погубишь праведного с нечестивым…?»// В самом вопросе Авраама слышится уже и ответ на него, ответ отрицательный - именно тот, что высшая божественная любовь и правда не допустят гибели своих избранников. [<10>]