[<10>] ====== Толкования на Быт. 19:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит** Праведник, услышав это, и узнав причину, по которой пришли эти, по-видимому, обыкновенные люди, а по существу ангелы и служители Бога всяческих, **«изшед, глагола зятем своим, поимшим дщери его»**. Но прежде он говорил тем беззаконникам: //«вот я имею двух дочерей, которые не познали мужей»//; как же здесь сказано: **«к зятем своим, поимшим дщери его?»** Не думай, что эти слова противоречат тому, что прежде сказано праведником. У древних был обычай – за много времени (до брака) совершать обручение, и часто обручившиеся жили вместе с обрученными в доме их родителей, – что и ныне бывает во многих местах. И так как здесь уже было совершено обручение, то вот Писание и называет обручившихся зятьями и говорит: **«поимшим дщери его»**, потому что в намерении и во взаимном согласии они уже взяли за себя его дочерей. **«И рече: востаните и изыдите от места сего, яко погубляет Господь град. Возмнеся же играти пред зятьми своими»**. Смотри, как и они были в той же греховной закваске. Потому-то Бог, желая скорее освободить праведника от родства с ними, и не допустил дочерям его вступить в брак с ними; напротив, определил и их погубить вместе с нечестивцами, чтобы праведник избежал родства с ними, удалившись (из города) с дочерьми. Услышав от праведника эту страшную угрозу, они смеялись над ним, и думали, что слова его – шутка. Но праведник исполнил, что ему было повелено, и так как они уже обручились с его дочерями, то он и хотел их избавить от казни; но они и этим не вразумились, а остались при своих мыслях, и уже впоследствии на деле убедились, с каким вредом для себя отвергли совет праведника. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 43.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит** И суд, и средство спасения открываются благовременно, хотя и без успеха, сродникам Лота, то есть лучшим из Содомлян, дабы после сего суда не подумал кто-либо, что Содом мог быть спасен подобно Ниневии. **Зятья** Лота, вероятно, были те, которым обручены были две дочери Лота, еще находившиеся в его доме. ...Те, которые исходят от мира, изводятся из него рукою Господа, хотя не всегда равно видимою; прочие ругаются исходящим, сами не видят пути своего. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит** См. Толкование на [[old:gen:19:03#prp_efrem_sirin|Быт. 19:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит** Поскольку две дочери Лотовы далее называются девами (о которых он и сам недавно говорил содомлянам: «Вот две дочери мои, которые не познали мужа»), а теперь Писание упоминает, что у него были зятья, то некоторые полагают, что те дочери, у которых были мужья, остались в Содоме, а те, которые вышли с отцом, были девами. Поскольку Писание умалчивает об этом, то надо изложить еврейскую истину: «Вышел Лот и говорил с женихами, которые намеревались взять его дочерей». Итак, дочери-девицы ещё не были связаны браком. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит** //«Но зятьям его показалось, что он шутит…»// Некоторое недоумение вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей [[old:gen:19:08|(Быт. 19:8)]]. Оно обыкновенно решается так, что дочери Лота были уже помолвлены и находились, так сказать, накануне самого брака, так что Лот в этом смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями. [<10>]