[<10>] ====== Толкования на Быт. 19:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 24-25 **И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли** Да не покажется тебе, возлюбленный, странным, такое сочетание слов; таково свойство Писания, и (оно) часто так безразлично употребляет слова, – что можно видеть и в настоящем случае. Сказано: **«одожди Господь жупел и огнь от Господа с небесе»**, чтобы показать, что Сам Господь навел эту казнь, и что не только **«грады превратил, и всю окрестную страну, и всех живущих»**, но что Он истребил **«и прозябающая от земли»**. Так как люди, населяющие эту землю, принесли много плодов беззакония, то Я, говорит (Господь), и земные плоды делаю негодными к употреблению, чтобы истребление плодов на этой земле служило всегдашним памятником для последующих поколений, и чтобы бесплодие ее всем напоминало о беззаконии обитавших здесь людей. Видишь ли, что значит добродетель и что значит порок, и как праведник спасся, а они получили казнь, достойную своего беззакония? Праведник своею добродетелию спас и дочерей своих, и не допустил до разрушения города; а те (беззаконники), напротив, крайним своим беззаконием, не только сами погубили себя и были истреблены, но и землю свою на будущее время сделали бесплодною. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 43.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба** Божественное Писание говорит, что города содомлян были сожжены вследствие гнева Божия. Изъясняя, как наведен был на них Божественный гнев, и ясно указывая на образ погибели, оно говорит: **«одожди Господь от Господа на Содом огнь и жупел»**, – каковая участь была вполне подобающею обвыкшим совершать оные (содомские) грехи [[old:ps:010:06|(Пс.10:6)]]. Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сожег города содомлян? Очевидно, что Отец, все совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын – рядом с Отцем? Ведь единое из единого здесь обозначается. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба** В усугублении в сем месте имени //Иеговы// евреи не находят особенной знаменательности, а изъясняют оное просто из свойства языка. Но некоторые христианские учители находят здесь указание на разделение лиц Св. Троицы (Ignae. Ер. ad Aneideh). По сей догадке текст может быть изложен так: **Господь, явившийся Аврааму, одождил на Содом и Гоморру серу и огонь, от //Иеговы//, неявленно пребывающего на небесах**. **Содом и Гоморра** упоминаются здесь как знатнейшие из погибших городов, которых четыре именует Моисей в книге Второзакония [[old:vtor:29:23|(Втор. 29:23)]], а книга Премудрости [[old:prs:10:06|(Прем. 10:6)]] считает пять. В сем последнем числе, может быть, заключается Цоар. Иезекииль [[old:iez:16:48|(Иез. 16:48)]] упоминает также о //дщерях Содома//, то есть о подчиненных Содому городах. Действие истребления Содома некоторые изъясняют как действие природы. Полагают, //сера и огонь// в сказании Моисея то же значит, что серный огонь, а серный огонь — то же, что огонь молнии, сопровождаемый обыкновенно серным запахом; что сильная молния зажгла не только селения, но и землю равнины иорданской, изобиловавшую битуменом и нефтью, веществами одного рода, удобно возгорающимися; что действием сего пожара и, может быть, присоединившегося к тому землетрясения, равнина иорданская, и прежде низкая и напоенная водою, еще более углублена, потом совершенно затоплена и, сообщив воде свойство грунта, превратилась в так называемое //Мертвое море//. Нетрудно согласиться в том, что сие изъяснение вероятно. Не доказано только то, что слова //сера и огонь// точно значат молнию. Их знаменования нельзя определять по их употреблению в других местах Св. Писания ([[old:ps:010:06|Пс. 10:6]]; [[old:iez:38:22|Иез. 38:22]]). Ибо сии места не без основания могут быть принимаемы за указания на историю Содома и потому должны объясняться ею, а не объяснять ее. Необходимо должно признать в потреблении Содома действие сверхъестественное: поелику оно предсказано Богом; поелику Ангелы приписывают оное Богу как первой причине, и себе как орудиям [[old:gen:19:13|(Быт. 19:13)]]; поелику огнь, низведенный //Иеговою от Господа//, по напряженности самого сего выражения, значит нечто более, нежели простое действие природы. И в других местах Св. Писания //огнь от лица Иеговы// [[old:lev:09:24|(Лев. 9:24)]], также //огнь с небес// [[old:2par:07:01|(2 Пар. 7:1)]] значит чудодейственный огонь. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба** См. Толкование на [[old:gen:19:21#prp_efrem_sirin|Быт. 19:21]] ===== Ориген ===== **И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба** Поскольку пророк воистину говорит: //сестра твоя Содома будет восстановлена в прежнем виде// [[old:iez:16:55|(Иез. 16:55)]], то постараемся также узнать, будет ли восстановление в прежнем виде восстановлением состояния //«как сад Господень»// или же только //«как земля Египетская»//. Что до меня, я сомневаюсь, чтобы грехи Содома были умалены и преступления очищены до такой степени, чтобы реставрация была настолько великой, что его вновь можно будет сравнить не только с //землей Египетской//, но и с //садом Господним//. Те, кто утверждает последнее, основываются на дополнительном слове, которое стоит в обещании. Ведь в Писании не сказано: «Содома будет восстановлена», и точка, но сказано: //Содома будет восстановлена в прежнем виде// [[old:iez:16:55|(Иез. 16:55)]]; и здесь они будут настаивать, что прежним состоянием была не //земля Египетская//, а именно //сад Господень//. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-25 **И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли** //«И пролил Господь… дождем серу и огонь от Господа с неба… и ниспроверг города сии…»// Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: «//и пролил Господь… от Господа…//» По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Афанасий Александрийский, Киприан, Тертуллиан, и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ([[new:in:05:22|Ин. 5:22–23]]; [[new:2sol:02:08|2 Сол. 2:8]]; [[new:otkr:01:16|Откр. 1:16]], [[new:otkr:02:16|2:16]], [[new:otkr:19:15|19:15]]). (В славянском варианте написано: «И Господь одожди на Содом и Гоморру жупел, и огонь от Господа с небесе», после «жупел» — запятая. Очевидно, смысл получается совершенно иной, имеем типично уточняющий библейский стих, и нет необходимости пришивать сюда Логоса…) Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом, — [[old:vtor:29:23|Втор. 29:23]]; [[old:os:11:08|Ос. 11:8]]), то, основываясь на данных самого текста (//«дождем серу и огонь… с неба»//), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели ([[old:vtor:29;23|Втор. 29:23]]; [[old:ier:49:18|Иер. 49:18]], [[old:ier:50:40|50:40]]; [[new:2pet:02:06|2 Пет. 2:6]]), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим [[old;gen;14:10|(Быт. 14:10)]]; а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так Бог нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли. Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины «Сиддим» и обыкновенно известное у нас под именем «Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины [[old;vtor:03:17|(Втор. 3:17]]), или Соленым морем ([[old;gen:14:03|Быт. 14:3]]; [[old;chis:34:03|Чис. 34:3]]); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами. Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вулканического происхождения. **//Толковая Библия.//** [<10>]