[<10>] ====== Толкования на Быт. 19:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** Она слышала, как ангелы повелевали праведнику не озираться назад, а бежать со всею поспешностию, но она не повиновалась и не сохранила этой заповеди, а потому и получает наказание за свое нерадение. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 43.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** Бог взирает на само намерение, ведь Он оставил бесчувственной жену Лота, которая единственно по своей воле обратилась к мирскому пороку. Он показал ее соляным камнем и остановил ее, чтобы она не шла далее: не как неразумный и бесполезный образ, но чтобы, так сказать, приправить и подсолить того, кто обладает способностью духовного видения. //**Строматы.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** Некоторые новейшие толкователи, не могши согласить с образом своих мыслей сего превращения жены Лотовой, превращают ее //истукан в памятник//, ей воздвигнутый (Михаэлис); а другие (Дате, Мейснер) стараются истолковать из слов Моисея только такой смысл, что она //увязла в соли//. Напротив того, древние вообще полагали, что жена Лотова превращена в каменно–соляный истукан или столп [[old:prs:10:07|(Прем. 10:7)]]. Климент Римский говорит, что сей истукан оставался до его дней (Ер, ad Corinth. С. XI). Флавий (Antiq. L. I, с. 12.) пишет, что даже сам видел оный. Превращение сие можно представить таким образом: страх и жалость могли привести малодушную женщину в исступление и бесчувствие; истечения от пожара лютого //серою и солью// [[old:vtor:29:23|(Втор. 29:23)]] — совершенно умертвить; а потом земля и воздух, также серою и солью напитанные, — довершить окаменение. Аббат Руссо (Secrets de I, Abbe Rousseau), путешествовавший по Аравии, нашел в сей стране силу окаменяющую в удивительном изобилии. Впрочем, к древнему, и по древности важному, мнению об окаменении жены Лотовой не должны без разбора быть примешиваемы не имеющие чистого источника предания о продолжающихся женских припадках ее истукана, о ежедневном возобновлении отъемлемых у него частей (Carm. de Sodoma in орег. Tert. Iren. L. IV, c. 51.) и несогласные одни с другими известия путешествовавших. Если ныне и нет сего истукана, посему еще нельзя сказать, что его не было. Преступление, погубившее жену Лотову, было не столько воззрение на Содом, сколько преслушание заповеди Божией и пристрастие к жилищу разврата [[new:lk:17:31|(Лк. 17:31-32)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** См. Толкование на [[old:gen:19:21#prp_efrem_sirin|Быт. 19:21]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** См. Толкование на [[old:gen:18:02?&#prp_maksim_ispovednik|Быт. 18:2]] ===== Ориген ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** Полагаем ли мы данное нарушение за столь тяжелое преступление, что жена лишь за то, что она оглянулась, навлекла на себя гибель, от которой, казалось, успешно бежала по Божию снисхождению (ср. [[old:gen:19:16|Быт. 19:16]])? Что за великое преступление было в том, что потрясенное сознание жены обратилось назад, в ту сторону, откуда раздавался страшный треск пламени? Однако на том основании, что //мы знаем, что Закон духовен// [[new:rim:07:14|(Рим. 7:14)]], и происходившее с древними описано //как образы в наставление нам, достигшим последних веков// [[new:1kor:10:11|(1 Кор. 10:11)]], давайте посмотрим, не является ли Лот, который не оглянулся, разумным пониманием и мужественной душой, в то время как жена его не выступает ли образом плоти. Ведь это именно плоть имеет постоянную склонность к порокам: в то время как душа движется ко спасению, плоть оглядывается и ищет себе удовольствий. Ведь об этом говорил также Господь: //никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия// [[new:lk:09:62|(Лк. 9:62)]], и добавляет: //Вспоминайте жену Лотову// [[new:lk:17:32|(Лк. 17:32)]]. То, что она стала соляным столпом, представляется прямым указанием на ее неразумность - соль символизирует благоразумие, которого ей недоставало. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом** //«Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом…»// Что наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов [[old:gen:19:17|(Быт. 19:17)]], служившее выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали некоторые, а действительный, исторический факт, об этом свидетельствует автор кн. Премудрости Соломона [[old:prs:10:07|(Прем. 10:7–8)]] и сам Господь наш Иисус Христос [[new:lk:17:32|(Лк. 17:32)]]. Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб. Иос. Флавий приводит предание, согласно которому на один из соляных столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Иудейские Древн. 1, 11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной столб, около 40 фут. вышины, к востоку от местечка «Усдум», созвучного с библейским «Содомом». [<10>]