[<10>] ====== Толкования на Быт. 20:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ** Посмотри, как Бог человеколюбив. Зная, что праведник по страху смерти великодушно перенес похищение Сарры и что царь взял ее, как сестру праведника, Бог являет Свое промышление, одновременно и праведника еще более прославляя, и Сарру избавляя от бесчестия, и царя удерживая от преступления. **«И прииде Бог ко Авимелеху нощию во сне»**. Бог, говорит Писание, желая предохранить царя от преступления, во время сна сообщил душе его ведение и открыл ему сокровенное, и вместе навел на него великий страх угрозою смерти. **«Се ты умираеши**, – говорит, – **жены ради сея, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу. Авимелех же не прикоснуся ей»**. А это все сделано для того, чтобы обетование Божие, данное праотцу, пришло в исполнение. Так как незадолго пред тем обещано ему было, что родится от него сын, Исаак, и это время уже приближалось, то чтобы обетование Божие не подверглось какому-либо осквернению, Бог наводит на Авимелеха такой страх, что он, пораженный, не осмелился коснуться Сарры. По этой-то причине божественное Писание и присовокупило, что **«Авимелех не прикоснуся ей»**. Но царь еще оправдывается в своем дерзновении и говорит: **«Господи, язык праведен и неведущий погубиши ли»**? Разве я, говорит, сделал это, зная, что она жена? Разве я хотел обидеть странника? Разве взял ее, как жену его? Я хотел взять ее, как сестру его, думая тем оказать честь и ей и ему. Итак **«язык неведущий и праведен погубиши ли»**? Неужели, говорит, погубишь меня, сделавшего это с сознанием правильности? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа** **Бог пришел к Авимелеху**. Столь неотступен Промысл от уповающих на Бога. Тогда как в естественном течении вещей Авимелеху не оставалось никакой преграды от греха и Аврааму никакой ограды от бедствия, Бог Сам приходит предстательствовать за безопасность одного и удержать от грехопадения другого. **Вот, ты умрешь**. С первого взгляда сии слова представляют в себе решительное определение осуждения и казни. Но вскоре после сего Бог говорит, что Он //удержал// Авимелеха от //греха//, и предлагает ему //жизнь и смерть// соответственно тому, как он поступит с Саррою. Сие ослабление строгого вначале угрожения не должно казаться противоречием и превратностью, недостойною глаголющего Бога: оно есть действие правосудия, соединенного с милосердием. Всякое угрожение слова Божия имеет двоякий разум и намерение — осуждение грешника и призвание к обращению. Посему одно и то же прошение человеку на пути греха слышится как строгий глас осуждения, а на пути начинающегося обращения — как кроткий глас призывания. **Ибо она имеет мужа**. Авимелех осуждается не за супругу Авраама, но вообще за жену, имеющую мужа. Таким образом, смерть возвещается здесь за всякое прелюбодеяние. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа** См. Толкование на [[old:gen:20:02#prp_efrem_sirin|Быт. 20:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа** __Бог является Авимелеху во сне. __ //И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне...// Охраняя чистоту будущей матери обетованного сына, Бог является Авимелеху и вразумляет его. В еврейском тексте здесь он назван «Элогим» – «Творец вселенной», т. е. тем самым именем, под каким Он смутно был известен и у языческих семитов, хотя и с примесью различных заблуждений. Явление Творца ночью и во сне было обычной формой откровения Его язычникам, напр., фараону [[old:gen:41:01|(Быт. 41:1)]] или Навуходоносору [[old:dan:04:05|(Дан. 4:5)]]. //вот, ты умрешь...// Основываясь на последующем контексте [[old:gen:20:17|(Быт. 20:17)]], можно думать, что Авимелех в это время был сильно болен, и потому такая угроза была особенно действительна. [<10>]