[<10>] ====== Толкования на Быт. 20:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ** См. Толкование на [[old:gen:20:03#svt_ioann_zlatoust|Быт. 20:3]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ** **Господи! Неужели ты погубишь и неповинный народ?** Некоторые догадываются, что Авимелех сими словами сравнивает себя и народ свой с Содомлянами. В самом деле, отношения, в которых находится теперь Авимелех с Авраамом, по наружности своей имеют сходство с теми, в каких Содомляне находились с Лотом и Ангелами, странноприятыми от него; и Бог так же угрожает Авимелеху погибелью. Когда Авимелех говорит об опасности целого народа, он предполагает, что грех царя вместе с казнию может пасть и на народ, что видно также из последующих слов его к Аврааму [[old:gen:20:09|(Быт. 20:9)]]. Истина сего предположения подтверждается словами прещения Божия: //умрешь ты и все твои//. Яснейший пример такового суда Божия представляет Давид, за сделанное им народосчисление наказанный смертоносною язвою, три дня продолжавшеюся во всем народе Израильском [[old:2ts:24:15|(2 Цар. 24:15-17)]]. Основания подобных сему судеб Божьих глубоко сокрыты в бездне премудрости Божией, так что человеческие взоры не всегда могут открывать оные. Впрочем, можно примечать, что человек, с силою духа владычествующий в обществе, как внешнею своею властью, так примером и как бы прелиянием своего духа, возбуждает в окружающих его те качества, которые в нем возбуждены; и, располагая их к общим с собою добродетелям или порокам, полагает, таким образом, естественное основание к одинаковой участи. Духи, поставленные водителями других, по Божественному порядку, должны быть первыми преемниками вышних сил и даров для себя и других; отверзая или заграждая путь благодати к себе самим, они в то же время открывают или закрывают оный и для других. Без сомнения, правда Божия умеет соблюдать в общественных наказаниях и то, чтобы если случай, открывающий оные, не есть преступление всех и каждого, тяжесть бедствия, раздробляясь, упадала на каждого в такой мере, которая бы соответствовала его внутреннему состоянию в особенности. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ** См. Толкование на [[old:gen:20:02#prp_efrem_sirin|Быт. 20:2]] ===== Ориген ===== **Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ** Слова //не прикасался// имеют ту же силу, что и следующие: //хорошо человеку не касаться женщины// [[new:1kor:07:01|(1 Кор. 7:1)]] - то есть, даже без соединения, не следует ни страстно взирать, ни касаться до женщины. Итак, Бог не позволил Авимелеху прикоснуться к ней, а, возможно, что и всякому возвышенно помышляющему, ибо такое качество - дар Божий. //**Избранные комментарии на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ** //Владыка! неужели Ты погубишь... и невинный народ?...// В очередной раз мы встречаем здесь обращение к Господу, как Промыслительному и Милосердному Судие – в еврейском тексте это слово – Адонай (от корня дан – судья). И опять это обращение связано с контекстом призвания Божиего милосердия и правосудия. Таким образом, имеется очередное подтверждение совершенной абсурдности точки зрения, что Адонай (а также и Иегова, Элогим) являются именами Бога. Названия эти Господа, соответствующие русским определениям – Милосердный Судия, Сущий, Творец Вселенной используются в еврейском тексте строго в соответствии с сопутствующим контекстом. В данном случае, как самое это обращение к Богу, так и исповедание Его Правосудия, напоминающее подобные же речи Авраама [[old:gen:18:23|(Быт. 18:23–25)]], дает ясные доказательства того, что следы истинного богопознания еще не вовсе исчезли из памяти лучших представителей ханаанских племен, одним из числа которых является в данном случае и Авимелех герарский. [<10>]