[<10>] ====== Толкования на Быт. 21:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог** Посмотри, возлюбленный, как, после избавления от скорбей, праведник получает венец всех благ, – исполнение обетования, совершение давно предвозвещенного ему Богом. **«И Господь**, – говорит Писание, – **посети Сарру, якоже рече: и сотвори Господь Сарре, якоже глагола. И заченши Сарра, роди Аврааму сына в старости, во время, якоже глагола ему Господь»**. Что значат выражения: **«якоже рече, якоже глагола?»** Значит: как обещал Господь тогда, когда в виде странника с ангелами принят был праотцем под дубом мамврийским и когда сказал: //«в сие время возвращуся к тебе, и будет Сарре сын»// [[old:gen:18:14|(Быт.18:14)]]; так это и исполнилось. То, чего не могла сделать природа, то увидели они совершившимся, не по обыкновенному порядку человеческих дел, а по благодати божественной. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил** Сказанию о рождении Исаака предшествует вступление, предварительно излагающее дух сего сказания, который есть тот, чтобы показать верное событие глаголов обетования Божия. **Посетил**. Посещение Божие здесь не значит явления Божия, как то думают некоторые, хотя, впрочем, Бог и обещал таковое явление ко времени рождения Исаака [[old:gen:18:10|(Быт. 18:10)]]. Писатель сам изъясняет слово //посетил// словом //сотворил//. Бог посещает действиями Своего Промысла, ощутительными и решительными. Суть посещения суда ([[old:ish:20:05|Исх. 20:5]]; [[old:ish:32:34|Исх. 32:34]]) и посещения милости ([[old:gen:50:24|Быт. 50:24]]; [[old:ish:03:16|Исх. 3:16]]). Бог как бы приближается в них к человеку, дабы приблизить к Себе человека. Так посетил Он Сарру, когда чудесным рождением Исаака явил в ней силу Своей благодати и дал новую силу ее вере. **Как сказал** — как говорил. Сим усугубленным указанием на слово Божие дееписатель, кроме того, что показывает точное и непременное событие слов обетования и предначертывает образ следующего повествования, открывает наипаче истинный образ посещения Божия и рождения Исаака. Его рождение относится первоначально не к Аврааму и Сарре, не к природе или заслугам человеческим, но к слову Божию. Они имели благословенный плод чрева, потому что Бог глаголал в них Свое всеплодное: //да будет//. Справедливость требует, чтоб и все блага, приемлемые от Бога, первоначально и единственно были относимы к Его слову, обетованию, благодати. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака. **И Господь Бог посети Сарру, якоже глагола** **«Посети Сарру»**, – призрел на **Сарру** Своею милостью, даровал ей сына, **«якоже глагола»**, как обещал. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил** //«И призрел Господь на Сарру… и сделал… как говорил…»// Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад [[old:gen:18;14|(Быт. 18:14)]]; следовательно, под посещением Бога он разумеет самое рождение Исаака; аналогии тому имеются и в др. местах Библии [[old:1ts:02:21|(1 Цар 2:21)]]. Точно также и глагол «сотвори» яснее указывает на необычайный и чудесный характер рождения Исаака из омертвевшей утробы девяностолетней Сарры. [<10>]