[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам** Заметь и здесь великое благоразумие праведника: он хотел скрыть (свое намерение) даже от слуг своих, во всем показывая пламенное усердие и решительную готовность исполнить волю Божию. Он знал, что это дело было новое и необычайное и что прежде его никто другой не делал ничего подобного, – и потому скрывает его от рабов и, оставляя их с ослом, говорит: **«сядите зде; аз же и детищ пойдем до онде, и поклонившеся возвратимся к вам»**. Он говорил это, не зная, что будет так; но пророчествовал, вероятно, сам того не зная. А слугам говорил так конечно для того, чтобы скрыть от них настоящее дело и заставить остаться на том месте. Затем праотец отошел с сыном. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ---- Три дня про­должалось путешествие. И эта продолжительность пути может служить для тебя показателем твердости души праотца. В самом деле, если бы место жертвоприношения находилось по­близости, тогда горячность веры легко имела бы перевес над чувством любви. Но тут, совершая дальний путь и все время имея пред глазами сына, предающегося обычным детским играм и простирающего объятия, постоянно обращаясь мыслью к тому, что предстоит сделать, Авраам, как золото в огне, подвергался величайшим испытаниям, и тем с большим блеском показал свое усердие и послушание. О, сколько раз за этот трехдневный промежуток представлял себе в уме отец заклание своего сына! Сколько останков его на память о нем положил в свою дорожную суму! Каждый раз, как вспоминал он о жертвоприношении, его сердце поражалось жестокими ударами. То он забывал об этом деле как бы совершившемся, то опять огорчался, всякий раз как его на­дежды на забвение рассеивались. **//Слово о том, что нужно удаляться от зрелищ.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека** Тем, что Авраам прибыл к месту жертвоприношения на третий день, явлено таинство Троицы. В книгах Священного Писания можно часто обнаружить, что третий день следует воспринимать в смысле обетования или таинства Троицы. В Исходе говорится: //мы пойдем в пустыню, на три дня пути// ([[old:ish:08:27|Исх. 8:27]]). И по прибытии на гору Синай народу говорится: //будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам// ([[old:ish:19:15|Исх. 19:15]]). И когда Иисус готовился перейти Иордан, он повелел народу быть готовым на третий день ([[old:nav:01:11|Нав. 1:11]]). Наконец, Господь наш воскрес на третий день. Мы вспомнили это все потому, что благословенный Авраам //на третий день// пришел к тому месту, которое ему указал Господь. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека** См. Толкование на [[old:gen:22:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 22:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека** **На третий день**. Флавий и Иероним считают точно три дни пути от Вирсавии до горы Мориа. **Увидел место издалека**. Конечно, по некой ему знамению, данному от Бога. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека** См. Толкование на [[old:gen:22:03#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 22:3]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **И воззрев Авраам очима своима, виде место издалече** **«Виде издалече»**, – конечно, было указание от Бога на тот холм, где должна быть принесена жертва. До получения сего указания **Авраам** шел, сам не зная куда, как он шел из Халдеи в Хананею. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека** //Третий день// всегда подходит для таинства. Ведь и народ, когда вышел из Египта, на третий день приносит жертву Богу и на третий день очищается ([[old:ish:19:11|Исх. 19:11]], [[old:ish:19:15|15-]][[old:ish:19:16|16]], [[old:ish:24:05|24:5]]), и Воскресение Господа приходится на третий день (ср. [[new:mf:27:63|Мф. 27:63]]; [[new:mk:08:31|Мк. 8:31]]), и множество других таинств заключены в третьем дне (ср. [[new:in:02:01|Ин. 2:1-11]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам** //«И сказал Авраам… а я и сын… возвратимся к вам…»// В справедливом опасении за то, что слуги Авраама, не привыкшие к человеческим жертвам, помешают ему исполнить божественное повеление, Авраам оставляет их у подножия горы и обещает вскоре вместе с сыном возвратиться к ним. В этом обещании нельзя видеть обмана, хотя бы допущенного и с благой целью, а следует понимать их, как доказательство этой веры Авраама, что Бог не допустит погибели Исаака, а снова возвратит его к жизни. [<10>]