[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе** Какое мужество духа! Какая твердость воли! **«И возложи**, – говорит Писание, – **на Исаака дрова всесожжения»**; а сам взял нож и огонь, и пошли оба (с сыном) вместе. Какими глазами смотрел он на своего сына, несшего дрова, на которых он спустя немного должен был принести его во всесожжение? Как руки его могли держать огонь и нож? И между тем как в руках он нес огонь чувственный, внутренний огонь воспламенял его сердце и сокрушал всякие (возникавшие в нем) помыслы, возбуждая в нем решимость – победить (настоящее искушение) любовию к Богу и заставляя размыслить, что Тот, Кто дал ему возможность сделаться отцем, даже сверх сил человеческой природы, может и теперь совершить дело, превышающее разум человеческий. Посмотри однако ж, как, еще прежде огня чувственного, мало-помалу воспламенялся в нем огонь внутренний и пожигал душу праведника. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ---- Итак, праведный Авраам оставил рабов (под горою), чтобы кто из них не воспрепятствовал его священнодействию, и взяв Исаака, один ведет одного, неся вместе огонь, нож и дрова. **//Слово об Аврааме и Исааке.//** ---- Патриарх возлагает на Исаака дрова для жертвоприношения, а сам несет нож и огонь. Он обреме­няет его ношей, чтобы, вспотев от утомления и очистившись этим естественным омовением, отрок сделался более прият­ным для Бога приношением. Говоря об этом, я при виде образа вспоминаю и самую истину. Видя, как Исаак несет дрова для своего собственного жертвоприношения, я прославляю Христа, для спасения людей подъемшего Свой крест. Я вижу здесь предваряющую тень всего совершенного Христом дела нашего спасения. //Христос как овца, веден был Он на заклание// [[old:is:53:07|(Ис.53:7)]]; его образ — Исаак, ведомый на жертву. Пред лицом смерти Исаак не выступает из послушания родителю; и в этом он был образом Христа, который //смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной// [[new:fil:02:08|(Флп.2:8)]]. В одно и то же время Исаак был и отроком, и жертвенным животным; равным образом и Христос — Сын Божий и Агнец, вземлющий грех мира. Исаака не пощадил отец, но и Бог не пощадил Христа: //Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас// [[new:rim:08:32|(Римл.8:32)]]. Чрез три дня после жертвы, мать увидела Исаака живым; чрез три дня и Церковь видит Спасителя нетленным. **//Слово о том, что нужно удаляться от зрелищ.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе** См. Толкование на [[old:gen:22:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 22:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе** **И пошли оба вместе**. Отец и сын, и они же — жрец и жертва! И безмерно великодушный отец не чувствует необходимости даже на время удалиться от своей любезной жертвы, чтобы предаться своим чувствованиям или чтобы сокрыть их. Они оба вместе, они одни, но тяжкая тайна неприкосновенно лежит в душе Патриарха. ...На Исаака возлагаются дрова, потом он возлагается на дрова. Иисус несет на гору крест, потом Сам возносится на крест. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Климент Александрийский ===== **И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе** И сам Исаак (ибо можно истолковать это по-иному) есть образ Господа. В самом деле, он - сын, как и Господь - Сын, ведь он был сыном Авраама, так же, как и Христос - Сыном Бога; кроме того, он - жертва, так же, как и Господь. Однако Исаак не был принесен в жертву, как Господь, но только понес дрова для священнодействия, так же, как и Господь - древо креста. И он таинственно //рассмеялся// (см. [[old:gen:21:03|Быт. 21:3]], [[old:gen:21:06|6]]), пророчествуя, что Господь исполнит радостью нас, избавленных от тления кровью Господней. //**Педагог.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **Взя же Авраам дрова всесожжения и возложи на Исаака сына своего: взя же в руки и огнь, и нож, и идоста оба вкупе** **Дрова**, которые до сих пор несли рабы, **Авраам возло­жил на Исаака**. Сама жертва должна была нести орудие своего всесожжения! **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе** В том, что Исаак несет на себе дрова для всесожжения, есть образ, поскольку Христос шел на Голгофу, //неся крест Свой// ([[new:in:19:17|Ин. 19:17]]). И все же нести //дрова для всесожжения// есть обязанность священника. Исаак, следовательно, становится и жертвой, и священником (ср. [[new:evr:07:27|Евр. 7:27]]). Но и то, что в тексте прибавляется, также имеет к этому отношение:// и пошли оба вместе//. В то время как Авраам //взял в руки огонь и нож//, Исаак идет не «за» ним, но вместе с ним, чтобы было видно, что он на равных //вместе// с ним исполняет жертвоприношение. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе** //«и возложил на Исаака, сына своего…»// Любопытная подробность, еще более усиливающая прообразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой Голгофской жертвой, идя на которую Господь наш Иисус Христос сам должен был понести Свой крест [[new:in:19:17|(Ин. 19:17)]]. [<10>]