[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения** **«Рече же**, – говорит Писание, – **Исаак ко Аврааму отцу своему: отче»**. Одного этого слова достаточно было для того, чтобы потрясти всю внутренность праведника. **«Он же рече: что есть, чадо?»** Ты называешь отцем того, кто немного спустя будет уже бесчаден; и я называю своим сыном того, кто скоро должен взойти на жертвенник, кого я сам буду закалать собственными руками. Сын говорит: вот ты несешь огонь, а я дрова; где же жертва, назначенная для принесения (Богу); **«где есть овча еже во всесожжение?»** Представь себе здесь всю муку праведника, – как он мог переносить, что слышал, как мог отвечать сыну, как не поколебался духом, как мог скрыть от сына и не обнаружить предстоящего дела? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ---- Не могу ни слов пройти, ни действий оставить без внимания. Представь эти имена, имеющие скоро потерять свое существенное значение. Тот называет его отцом, а он называет того сыном; в это время они были действительными именами, но потом имели потерять значение. Представь же, что чувствовал Авраам, когда Исаак, которого он намеревался заклать, называл его: **отче**. Как не распались его колена? Как не сокрушились его члены? Как он не смутился в уме, услышав это от сына Исаака? Однако, он поднял и связал Исаака, и взял нож в правую руку, чтобы заклать сына своего. **//Слово о блаженном Аврааме.//** ---- Что же Исаак? Нежнейшим голосом обращается он к отцу с такими словами: объясни мне, отец: **вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения**? Опять голос отрока проникает до глубины родительского сердца, опять новое ужасное испытание постигло его, опять новое искушение предстояло ему не слабее первого и не снисходительнее. И как мог удер­жаться от слез Авраам, уже не ожидавший более услышать имя отца? **//Слово об Аврааме и Исааке.//** ---- Удивляюсь я и разуму юноши, как почтительно обра­щается он к отцу и говорит: **отец мой, вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения**? Он не смеется над забывчивостью отца, — ведь он видел хананеев, сделавшихся рабами из-за насмешки Хама, — но спрашивает: **где?** под видом вопроса на­поминая забытое. **Отец мой**, говорит он, **вот огонь и дрова, где же агнец**? **//Слово о том, что нужно удаляться от зрелищ.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения** Он приносит в жертву возлюбленного сына, и того, кого поздно зачал, быстро отдал в жертву - его не удержало даже призывание отеческого имени, когда Исаак назвал его //отцом//, а он его - //сыном//. //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения** См. Толкование на [[old:gen:22:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 22:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения** **Батюшка**. Как болезненно долженствовало быть для Авраама сие воззвание, которое он почитать мог последним! //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения** Итак, Авраам стал славен и тем, что в сердце заклал уже сына, хотя и не заклал его самим делом, и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним - потому что не сомневался в истине сказанного ему: //в Исааке наречется тебе семя// [[old:gen:21:12|(Быт. 21:12)]]. //**Толкование на книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **Рече же Исаак ко Аврааму отцу своему: отче! Он же рече: что есть, чадо? Рече же: се, огнь и дрова, где есть овча еже во всесожжение** **«Где есть овча, еже во всесожжение»? Исаак**, не раз, конечно, помогавший отцу своему при жертвоприношени­ях, удивлялся, что на сей раз не было заблаговременно приготовлено жертвенное животное. Вопрос сына, не знавшего о предстоящей ему участи, без сомнения, глубоко уязвил отеческое сердце, хотя ни на минуту не покидала **Авраама** вера в обетования Божии. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения** Что дальше? **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой!** И в такое время от сына донесся голос искушения. Ведь как, полагаешь ты, приносимый в жертву сын этими словами ранил сердце отцовское? И хотя Авраам очерствел через веру, тем не менее отвечает сам словами любви и говорит: **вот я, сын мой**. И Исаак **сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?** //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе** Весь этот диалог отца с сыном исполнен глубокой преданности Богу. Скрывая от Исаака, что именно он-то и намечен служить жертвой, Авраам невольно пророчествует, так как указывает, что жертвенного агнца Бог изберет Себе сам, что впоследствии, действительно, и оправдалось (13 ст.). В самой речи Авраама об агнце заключается прообразовательное указание на великого Агнца, закланного от сложения мира, т. е. на Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в искупительную жертву за всех нас. [<10>]