[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров** Пришли, говорит Писание, на высокую гору, которую Бог показал ему, **«и созда тамо Авраам жертвенник»**. Опять я изумляюсь мужеству праведника, как мог он создать жертвенник, как достало у него для этого сил, как не сокрушился духом от внутренних страданий? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров** См. Толкование на [[old:gen:22:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 22:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров** **Связав**. Должно думать, что более по обряду жертвенному, нежели по нужде. Исаак был в такой крепости, а Авраам в такой старости, что первый не иначе мог быть связан последним к закланию, как разве по собственному его согласию. ...Исаак не противится своему закланию. //Иисус послушен даже до смерти, и притом смерти крестныя// [[new:fil:02:08|(Фил. 2:8)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ---- Исаак не противится своему закланию, но готов умереть добровольно и охотно: Христос пострадал и умер, потому что восхотел страдать и умереть. Исаак был еще, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, превосходным изображением жертвы наших алтарей - жертвы бескровной, но служащей живым воспоминанием жертвоприношения, совершенного на Голгофе. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего** **И связав Исаака... возложи его на жертвенник... и извлек ножь**, но удержал его руку Ангел Господень. А чтобы Авраам не подумал, будто бы по какому-нибудь недостатку отринута жертва его, сказал ему, что вот, показал ты благоговение свое пред Богом, и через того, кто для тебя всего любезнее, открылась любовь твоя к Господу всяческих. Итак, Авраам стал славен и тем, что в сердце заклал уже сына, хотя и не заклал его самым делом, и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним, ибо не сомневался в истине сказанного ему: //яко во Исааце наречется тебе семя//. //**Толкование на книгу Бытие.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **приидоста на место, еже рече ему Бог: и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров** См. Толкование на [[old:gen:22:08#ep_vissarion_nechaev|Быт. 22:8]] ===== Ориген ===== **И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров** Многие из вас, слушающих эти слова, являются отцами в Церкви Божией (ср. [[new:1in:02:13|1 Ин. 2:13-]][[new:1in:02:14|14]]). Найдется ли среди вас кто-либо, кто из простого пересказа этой истории такое постоянство, такую крепость духа себе приобретает, что, потеряв сына для смерти, которая едина для всех и предназначается всякому, даже сына единственного, любимого, он был бы в состоянии в Аврааме найти для себя пример и величие духа его имел бы перед глазами? В самом деле, от тебя не требуется такого величия духа, чтобы ты сам связал своего сына, сам приготовил меч, сам заклал - все эти поступки от тебя не требуются. Будь же сознательно верен цели, тверд в вере и с легким сердцем принеси сына в жертву Богу. Будь священником жизни твоего сына: священнику, приносящему жертву Богу, рыдать не пристало. Хочешь убедиться, что это требуется от тебя? В Евангелии Бог говорит: //если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы// ([[new:in:08:39|Ин. 8:39]]). И вот, это дело Авраама. Делайте дело Авраама, но не с огорчением и не с принуждением, //ибо доброхотно дающего любит Бог// ([[new:2kor:09:07|2 Кор. 9:7]]). Если и вы так же близки будете к Богу, то и вам возвестится:// взойди в возвышенную землю и на гору, которую Я тебе укажу, и там принеси Мне в жертву сына твоего.// ([[old:gen:22:02|Быт. 22:2]])// Принеси в жертву сына твоего //не в глубинах земли или// в долине плача// ([[old:ps:083:07|Пс. 83:7]]), но высоко в высоких горах. Покажи, что любовь к Богу сильнее плотской привязанности. Ведь любил, сказано, Авраам сына своего Исаака, но любви по плоти предпочел любовь к Богу, и он найден не в утробе плоти, но //в утробе Христа//, то есть в утробе Слова Божия, и истины, и мудрости. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров** //«и устроил там Авраам жертвенник…»// Этот жертвенник, по всей вероятности, представлял небольшую груду камней, набранных там же, наверху горы. //«и связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров…»// Из всех подробностей данного повествования ясно видно, что Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился божественному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопротивление своему престарелому отцу, но оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных его движений, при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного обычая. [<10>]