[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего** См. Толкование на [[old:gen:22:15#svt_ioann_zlatoust|Быт. 22:15]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего** **Мною клянусь**. Силу и основание сей клятвы апостол изъяснил в Послании к Евреям [[new:evr:06:13|(Евр. 6:13-20)]]. Подобно сему Бог клянется //именем Своим великим// [[old:ier:44:26|(Иер. 44:26)]], //душою Своею// [[old:ier:51:14|(Иер. 51:14)]], //святынею Своею// [[old:am:04:02|(Ам. 4:2)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего** См. Толкование на[[old:gen:22:13#prp_efrem_sirin| Быт. 22:13]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **глаголя: Мною Самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради** См. Толкование на [[old:gen:22:15#ep_vissarion_nechaev|Быт. 22:15]] ===== Ориген ===== **и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего** У пророка, который говорит от лица Бога, записано: //Я говорил к пророкам и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи// ([[old:os:12:10|Ос. 12:10]]). Слова эти указывают на то, что, хотя Господь наш Иисус Христос один в сущности Своей и не Кто иной, как Сын Божий, тем не менее Он представлен в Писании в различных образах и формах. Например, насколько я помню, мы объяснили выше, что Христос был в типологическом смысле Исааком, когда тот предлагается в жертву всесожжения. Тем не менее и овен представлял Его. Скажу больше, что Он показан в образе //Ангела//, который говорит Аврааму: //не поднимай руки твоей на отрока// ([[old:gen:22:12|Быт. 22:12]]). И Он говорит Аврааму: //так как ты сделал сие дело... Я благословляя благословлю тебя//. О Нем говорят как об овце или агнце, приносимом в жертву на Пасху (ср. [[new:1kor:05:07|1 Кор. 5:7]]), и Он Себя называет пастухом овец (см. [[new:in:10:11|Ин. 10:11]], [[new:in:10:14|14]]; [[new:evr:13:20|Евр. 13:20]]), и не менее того описывается как верховный первосвященник, совершающий жертвоприношение (см. [[new:evr:05:01|Евр. 5:1-10]]). В прежнем обетовании была только констатация, здесь же клятва приложена, которую святой апостол в Послании к Евреям толкует так: //Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву// ([[new:evr:06:17|Евр. 6:17]]). И снова Писание гласит: //Люди клянутся высшим// ([[new:evr:06:16|Евр. 6:16]]), //но Бог, как не мог никем высшим клясться, клялся Собою// ([[new:evr:06:13|Евр. 6:13]]); //Мною клянусь, говорит Господь// ([[old:gen:22:16|Быт. 22:16]]). Не было внешней необходимости Богу клясться (да и кто бы мог принудить Его к клятве?), но, как объяснил это апостол Павел, Он таким образом //желал преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли// ([[new:evr:06:17|Евр. 6:17]]). Так и повсюду пророком говорится: //Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека// ([[old:ps:109:04|Пс. 109:4]]). В то время как в первом обетовании нет исходной причины, по которой оно дано, лишь сказано, что Он вывел его из шатра и сказал ему: //посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков// ([[old:gen:15:05|Быт. 15:5]]), - теперь Он приводит причину, по которой клятвой скрепляет накрепко Свое обетование. Ибо говорит: **так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего**. Он, следовательно, показывает, что по причине жертвоприношения или страдания сына обетование непреложно, и этим ясно обозначает, что, по причине страстей Христа, для народа из числа язычников, который //по вере потомок Авраама// ([[new:rim:04:16|Рим. 4:16]]), обетование непреложно. Перейдем же теперь к нам самим и моральный смысл через детали истолкуем. Апостол говорит, как мы о том выше упоминали: //Первый человек из земли - перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного// ([[new:1kor:15:47|1 Кор. 15:47-49]]). Видишь, как он показывает, что если ты останешься в том первом состоянии, что от земли, то будешь отвергнут, если только не изменишься, не обратишься и, сделавшись //небесным//, не будешь //нести образ небесного// ([[new:1kor:15:49|1 Кор. 15:49]]). И об этом то же он говорит везде: //совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образцу Создавшего его// ([[new:kol:03:09|Кол. 3:9-]][[new:kol:03:10|10]]). То же самое и в другом месте пишет: //Итак... древнее прошло, теперь все новое// ([[new:2kor:05:17|2 Кор. 5:17]]). Ведь для того Бог обетование Свое обновляет, чтобы ясно показать тебе, что и тебе тоже следует обновиться. Не остается Он в ветхом, дабы ты не оставался ветхим человеком ([[new:rim:06:06|Рим. 6:6]]), и это сказано было //с неба// - дабы и ты мог принять и нести //образ небесного// ([[new:1kor:15:49|1 Кор. 15:49]]). Ибо что пользы тебе в том, если Бог обновляет обетование, а ты остаешься необновленным? Если Он говорит тебе с неба, а ты слушаешь с земли? И что пользы тебе в том, если Бог связывает Себя клятвой, а ты проходишь мимо этого, будто слышишь обычную басню? //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего** См. Толкование на [[old:gen:22:15#lopuxin_ap|Быт. 22:15]] [<10>]