[<10>] ====== Толкования на Быт. 23:1 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Бысть же житие Саррино лет сто двадесять седмь** **Бысть же житие Саррино лет сто двадесять седмь и умре Сарра.** Из сего летосчисления узнаем, что Сарра после благословенного рождения Исаака, когда ей было девяносто лет, жила еще тридцать семь лет. Почему же в столь продолжительное время не имела она еще детей? Ибо хотя то правда, что Авраам и Сарра в старости по особенному чудесному благословению Божию сделались способными родить Исаака, но сие благословение не пресеклось сим рождением и чудесно возбужденное плодородие продолжалось, как сие ясно видно из того, что Авраам имел пять сынов после Сарры, от Хеттуры. Почему же, говорю, Сарра 37 лет не рождала после того, как прежде домогалась, //да чадо сотворит// [[old:gen:16:02|(Быт. 16:2)]] хотя от рабыни? В ответ на сие не представляется иной догадки, кроме той, что то было по любви Сарры к воздержанию и целомудрию. Сею мыслею не уничижаю Отца верующих. //Кийждо//, как говорит Апостол именно в отношении к супружеству, //свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице// [[new:1kor:07:07|(1Кор. 7:7)]]. Авраам хотел пользоваться щедростью и обилием благословения Божия и потому рождал чада и после Исаака. Сарра, получив сие благословенное чадо, обрела в нем исполнение всех своих желаний и не простирала их далее. Теперь видите, что летосчисление Сарры есть не бесплодный счет. Оно указует в лице ее возвышенное и, особенно во времена Ветхого Завета, редкое свойство - любовь к девственному целомудрию и воздержанию от супружества. Осмелимся простереть далее наши догадки под руководством апостольского замечания: //Сия же вся//, то есть все приключения отцев наших, описанные в книгах Ветхого Завета образы //приключахуся о нем, писано же быша в наказание наша// [[new:1kor:10:11|(1Кор. 10:11)]]. Известно, что Исаак был образ Христа; посему прилично, чтобы матерь Исаакова была образом Христовой Матери. Образом, хотя несовершенным, как несовершенно все ветхозаветное пред новозаветным и всякий образ пред изобразуемым, кроме единого всесовершенного несозданного образа Бога невидимого, впрочем, образом примечательным, сходным, убеждающим признать и прославить Премудрость, начертавшую верный образ гораздо прежде, нежели явилось изобразуемое. Дева рождающая есть явление в строгом смысле бесподобное, но, поколику возможно, прообразует оное неплодная рождающая, престарелая рождающая. Дева по рождестве есть также состояние неподражаемое для природы дщерей Евиных, но, поколику возможно, прообразует оное Сарра, после единственного благословенного рождения чуждающаяся рождения до самой смерти своей. И как искусно нарисован сей образ присно Девы Марии в жизнеописании Сарры! Если бы написать, что Сарра не хотела иметь другого сына, ее не поняли бы, ее осудили бы ветхозаветные жены, страстные к рождению детей, впрочем, страстные извинительным образом для таких времен, когда человечество домогалось рождения Христова. Что ж делает богомудрый дееписатель? Он записывает время рождения Исаака и время смерти Сарры, читатели ветхозаветные не могут сим смутиться, а мы видим, что сие писано в наставление наше, дабы показать нам назидательный образ Приснодевы Марии, дабы подать нам мысль, как издревле те самые люди, которых особенным благословением было чадородие, предчувствовали достоинство и высоту девства христианского. Вот, братие, нередкий, но один из обыкновенных в Священном Писании примеров, как и в самой по-видимому бесплодной частице оного заключаются назидательные истины и высокие тайны. Что же сказать о превосходстве важнейших частей оного? Что должно подумать о совершенстве целого состава книг Божественных. Воистину, //Господи, заповедовал еси правду свидения Твоя и истину зело// [[old:ps:118:138|(Пс. 118:138)]]. //Дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет даже младенцы// [[old:ps:118:129|(Пс. 118:129-130)]]. Воистину //блажен муж, которого воля в законе Господни, и в законе Его поучится день и нощь// [[old:ps:001:02|(Пс. 1:2)]]. **//Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (1831 г.).//** ---- Сарра одна только из жен имеет сие преимущество, что лета ее жизни показаны в Св. Писании. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Затем Сарра умерла в Хевроне, и было ей сто двадцать семь лет, и погребена она в пещере, купленной у сынов Хетовых. ===== Лопухин А.П. ===== **Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной** //«Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет…»// В качестве жены Авраама и матери всех верующих ([[old:is:51:02|Ис. 51:2]]; [[new:1pet:03:06|1 Пет. 3:6]]), Сарра — единственная из ветхозаветных женщин, лета которой отмечаются в Священном Писании. [<10>]