[<10>] ====== Толкования на Быт. 24:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** См. Толкование на [[old:gen:24:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 24:1]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 48.//** ---- Видишь ли добродетель этого праведника, как он заботился о браке? Не призвал он ни сводниц, как делают теперь, ни свах, ни болтливых старух, но призвал своего слугу, и ему поручил это дело. И то служит величайшим знаком благочестия праотца, что он приготовил такого слугу, которого нашел надежным служителем такого дела. Затем он ищет женщины не богатой, не красивой, но с благородными нравами, и потому послал слугу в столь дальний путь. **//Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.//** ---- Удивительные и таинственные дела раскры­ваются в ветхом завете: Авраам требует клятвы над стег­ном, и действительно, клятва совершается над стегном, а Творец неба и земли является свидетелем ее. В самом деле, **положи**, говорит (праотец), **руку твою под стегно мое и поклянись мне Богом, сотворившим небо и землю**. Здесь возникает вопрос. Если семенем называется Тот, Кто имел процвести от чресл Иакова, согласно словам: //не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его// [[old:gen:49:10|(Быт.49:10)]], то какое же отношение имеет к Спасителю настоящая клятва? Так как Исаак уже был рожден, значит, и семя уже вышло, и когда произносилась клятва, тогда не могло уже быть и речи о семени Авраама. Авраам, действительно, имел в себе спасительное семя, о чем говорит Павел: //Аврааму даны были обетования и семени его//; приводя эти слова и объясняя их, он говорит в послании к Галатам: //не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос// [[new:gal:03:16|(Галат.3:16)]]. Ясно, что семя Авраамово есть Христос по плоти, и поэтому было вполне справедливо клясться семенем. Недоумение только в том, что клятва была произнесена уже тогда, когда спасительный цвет из стегна вышел. Недоумение это разрешается тем, что если однажды эта самая часть тела послужила посредником и если в ней именно обитало некогда божественное семя, то можно было и потом клясться ею как храмом. А кто клянется храмом, тот клянется живущим в нем. Кто подтверждает это слово? Сам Спаси­тель наш говорит фарисеям: //горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. И тотчас продолжает: безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Сего ради глаголю вам: и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем// [[new:mf:23:16|(Мф.23:16,17]],[[new:mf:23:21|21)]]. В самом деле, не так ли и царский дворец? После того как он вме­щал в себе царя однажды, дважды или трижды, то хотя бы потом царь и не обитал в нем, однако самое место, раз навсегда остается освященным вследствие того, что некогда пре­бывал там царь; так и тело патриарха вследствие того, что послужило однажды орудием грядущего искупления, стало хра­мом обетованных благодеяний. Значит, клятва не была несправедливой, ее истинность засвидетельствована. Итак, закли­нает (Авраам своего раба) семенем и объясняет при этом, что это за семя: **положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли**. То есть, Спаситель наш есть Бог неба и земли. **//Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** Братья, все, что мы читаем в Ветхом Завете, если это будет восприниматься нами буквально, то душе нашей принесет мало пользы или вовсе не принесет. Какая польза нам, собравшимся в Церкви для благочестивого слушания Слова Божия, от упоминания о том, что Авраам отправил своего раба привести из далекой страны жену его сыну, когда мы видим, что такое часто случается и в нашей земле? Однако, братья, следуя апостолу Павлу, станем верить, что написанное для иудеев// происходило с ними, как образы// ([[new:1kor:10:11|1 Кор. 10:11]]), в нас же действительно исполняется. Итак, Авраам говорит своему рабу: **положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли**. Авраам говорит:** положи руку твою под стегно мое**, как если бы он говорил: «Возложи руку твою на алтарь, или: возложи руку твою на ковчег завета, или: простри руку твою к храму Божию - и клянись мне». Он положил руку под стегно и принес клятву// Богом неба и Богом земли//. И не ошибался благословенный Авраам, когда повелел это сделать, но, будучи исполнен пророческого духа, он знал, что из его семени родится Христос, Господь неба и земли. Потому, когда раб его коснулся стегна, он не приносил клятву какой-либо частью плоти, но клялся живым и истинным Богом, ибо //Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду// ([[new:mf:01:02|Мф. 1:2]]) - из семени его родился Господь Иисус. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** См. Толкование на [[old:gen:24:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 24:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** **И сказал Авраам рабу своему**. По догадке думают, что это был Элиезер [[old:gen:15:02|(Быт. 15:2)]]. **Положи руку твою под стегно мое**. Сей обряд клятвы [[old:gen:24:03|(Быт. 24:3)]] Авраамом ли начался — неизвестно, а известно, что Авраамом не кончился. Он употреблен Иаковом [[old:gen:47:29|(Быт. 47:29)]]. Флавий (Antiq. L. I, с. 16) пишет, что сей был величайший образ клятвы, когда полагали друг друту руки под стегно и призывали Бога во свидетеля обещаний. Должно думать, что взаимное действие обряда употреблялось при взаимных обещаниях, а при односторонних — одностороннее. Знаменования сему обряду приписываются различные, по различию толкователей. Евреи, по свидетельству Иеронима, относят оный к завету с Богом и обрезанию как знамению сего завета. Так и халдейский иерусалимский толковник вместо слов: //под стегно мое//, поставил в своем преложении: //под стегно завета моего//; а Ионафан: //в усечение обрезания моего//. Абенезра думает, что положением рук под стегно изображается покорность. Подобно сему один из новейших (Cleric) догадывается, не взят ли сей обряд с образа раба, поддерживающего стегно господина, когда он садится на верблюда. Но сей обряд не мог бы уже быть взаимным. Еще одному из новейших (Grot.) пришло на мысль, что клянущийся при стегне клянется мечом, при бедре носимым. Учители христианские, как, например, Амвросий (L. I de Abrah с. 9) и Августин (Quaest. 62. m Genes, et de С.. L. XVI, с. 33), которые стараются усматривать Христа и в сени, и в гаданиях Ветхого Завета, утверждают, что положение рук под стегно есть указание на семя обетования. Догадка сия подтверждается как употребительным в еврейском языке выражением потомства чрез //исхождение из чресл// ([[old:gen:46:26|Быт. 46:26]]; [[new:evr:07:10|Евр. 7:10]]), так и самою необычайностью обрядового действия. Итак, смысл сего действия может быть представлен в следующих словах: «Я клянусь исполнить обещанное так искренно и непременно, как искренно и непременно желаю я принадлежать к благословенному семени обетования; в случае же нарушения обета подвергаю себя и свое потомство потреблению от сего семени». //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** См. Толкование на [[old:gen:24:01#prp_efrem_sirin|Быт. 24:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Положи руку твою под стегно мое, и заклену тя Богом небесе и земли**, — заключил Авраам повеление свое служителю. Ибо он, как Пророк и прозирающий в будущее, чистотою ума провидел, что от чресл его воплотится Бог небесе и земли, Господь наш и Владыка Христос, и //от семени Авраамова приимет// [[new:evr:02:16|(Евр. 2:16)]]. //**Творения. Книга I.**// ===== Блаж. Августин ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** Великое делалось дело, когда искали жену для семени Авраама. Но чтобы знал раб его то, что знал Авраам, поскольку не плотских внуков желал, не помышлял о своем плотском наследстве, сказал Авраам рабу своему, которого посылал: **положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба**... Чего хочет Бог неба от стегна Авраама? Разумейте таинство: через //стегно// - род. Ибо что была бы та клятва, когда бы не означала пришествия из рода Авраамова Бога небесного во плоти? //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ---- Положение руки под стегно человеческое и принесение клятвы Богом неба что иное указывало, как не то, что в этой плоти, что от стегна его происходит, Богу неба суждено было прийти? Потому хорош тот брак, в котором супруги находятся в тем большей гармонии, потому что они чисты, и верны, и боятся Бога, и в особенности, когда детей, которых они плотским образом желают, они еще и духовно питают. //**О благе брака.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое** //«рабу своему, старшему в доме…»// Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера [[old:gen:15:02|(Быт. 15:2]]). //«положи руку твою под стегно мое…»// Это — довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия [[old:gen:47:29|Быт. 47:29]]. Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч [[old:ish:32:27|(Исх. 32:27]]; [[old:ps:044:04|Пс. 44:4]] и др). [<10>]