[<10>] ====== Толкования на Быт. 24:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом** Заметь благомыслие раба: Господа вселенной он называет Богом праотца, говоря: **«Господи Боже господина моего Авраама»**, – Ты, который оказал ему столько благодеяний. Что же ты удивляешься, если раб называет его Богом Авраама? И сам Бог, показывая, как много ценит он добродетель праведников, говорит: //«Аз есмь... Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль»// [[old:ish:03:06|(Исх.3:6)]]. Итак, раб тот говорит: **«Господи Боже господина моего Авраама, благоустрой предо мною днесь, и сотвори милость с господином моим Авраамом»**. Как бы так говорил он: сотвори, да исполнятся его желания, благоустрой все по его намерению; **«сотвори милость с господином моим Авраамом»**. Что значит: **«сотвори милость»**? Значит – исполни его желание. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 48.//** ---- Слуга, прибыв в тамошнюю страну, не пошел ни к кому из жителей того города, ни с кем из людей не стал разговаривать, не созвал женщин; но посмотри, как и он, оставаясь верным, держался того посредника, которого получил, беседовал с Ним одним, и, став, молился так: **И рече: Господи, Боже господина моего Авраама, благоустрой предо мною днесь**. Не сказал: Господи, Боже мой, но что? **Господи Боже господина моего Авраама**. Если я, говорит, ничтожен и недостоин, то представляю господина моего; не себе, а ему пришел я послужить; итак, призрев на его добродетель, помоги мне во всем предстоящем. Далее, чтобы ты не подумал, будто он требует этого, как долга, выслушай следующее: **и сотвори милость с господином моим Авраамом**. Хотя мы, говорит, сделали множество добрых дел, но желаем спастись благодатью и получить это от человеколюбия Твоего, а не по долгу какому-нибудь и обязанности. **//Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом** **Господь Бог господина моего Авраама**. Бога Авраамова призывает раб не потому, чтобы поставлял себя вне Его Промысла, но потому, что предмет молитвы касается до Авраама, а успех ее зависит от данного ему обетования. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь ", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить ", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим** Воззвание Елиезера к Богу проникнуто чувством глубокого смирения и живой веры, в чем, очевидно, он старался подражать своему господину. Очень характеристично самое обращение его к Богу, в котором Елиезер одновременно называет Его и Элогимом, и Иеговой, давая этим, с одной стороны, доказательство тождественности сих божеских имен, а с другой — свидетельствуя, что, живя в доме Авраама, он получил правильное богопознание. Против того, что рационалистическая критика относит эту молитву Елиезера к позднейшей эпохе, особенно сильно говорит стоящее здесь в подлиннике слово hanahar (девица), употребленное без специального суффикса женского рода, что служит признаком его глубокой древности. [<10>]