[<10>] ====== Толкования на Быт. 24:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх** Для чего говоришь ты мне о телесной красоте? Для того чтобы ты узнал ее превосходное целомудрие, чтобы убедился в душевной красоте ее. Дивно целомудрие; но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружною красотою. Поэтому, намереваясь повествовать нам и об Иосифе и его целомудрии, Писание прежде упомянуло о телесном его благообразии, сказав: //и бяше// (Иосиф) //добр образом и красен взором зело// [[old:gen:39:06|(Быт. 39:6)]], а потом рассказало и о целомудрии его, показывая этим, что красота не вовлекла его в разврат. Подлинно, не красота – причина блудодеяния, и не безобразие – причина целомудрия. Не напрасно Писание дважды называет ее девою. Сказав: **девица бяше**, оно прибавило: **дева бе, муж не позна ея**. Так как многие из девиц, сохраняя тело свое нерастленным, имеют душу, исполненную великого разврата, украшаются, чтобы привлечь к себе отовсюду толпы поклонников, и обольщают взоры юношей, строя им козни и вовлекая их в пропасти, то Моисей, желая показать, что она не была такова, но была девицею в обоих отношениях, по телу и по душе, говорит: **дева бе, муж не позна ея**. Между тем у ней было много поводов, по которым она могла быть познанною мужчинами: и во-первых – ее красота телесная, во-вторых – образ ее занятий. Если бы она постоянно сидела в женских покоях, как нынешние девицы, никогда не выходила на площадь и не оставляла родительского дома, то никакой похвалы не составило бы сказать о ней, что **муж не позна ея**. Но когда ты видишь, что она выходила на площадь, будучи вынужденною ежедневно однажды, дважды и более ходить за водою, и при всем том осталась незнаемою никаким мужчиною, тогда можешь видеть в этом особенную похвалу ей. В самом деле, если иная девица, не много раз выходя на площадь, в сопровождении многих служанок, и притом, будучи не хороша собою и безобразна, часто теряет чистоту нравов от этих прогулок; то эта, ежедневно одна выходившая из родительского дома, и не только на площадь, но к источнику для черпания воды, где необходимо стекались и многие другие, не достойна ли великого удивления, когда она не испортилась нравами ни от частых выходов, ни от красоты лица, ни от множества встречавшихся, и ни от чего другого, но оставшись нерастленною и по телу и по душе, и сохранив целомудрие лучше тех, которые сидят в женских покоях, пребыла такою, какой ищет Павел, когда говорит: //да будет свята и телом и духом// [[new:1kor:07:34|(1 Кор. 7:34)]]. **//Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх** Исаак благ и истинен, поскольку он преисполнен благодати и источает радость. К этому источнику приходила Ревекка, чтобы наполнить кувшин. В самом деле, Писание говорит, что, **сойдя к источнику, она наполнила кувшин свой и пошла вверх**. Стало быть, или Церковь, или душа сходит к источнику мудрости, чтобы наполнить целиком свой сосуд и почерпнуть учения чистой мудрости, которой не захотели почерпнуть иудеи из обильно текущего источника. А о том, что это за источник, послушай говорящего: //Они оставили Меня, источник воды живой// ([[old:ier:02:13|Иер. 2:13]]). К этому источнику прибегала жаждущая душа пророков, как и Давид говорит: //Жаждет душа моя к Богу живому// ([[old:ps:041:03|Пс. 41:3]]), чтобы он утолил жажду богатством божественного познания и смыл кровь неразумия через омовение духовных потоков. //**Исаак, или О душе.**// ===== Ориген ===== **девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх** Что же так отличает деву, что про нее сказано: //которой не познал муж//? Есть ли другая дева, которую познал муж? Я уже не раз говорил, что в таких местах не история рассказывается, а таинства ткутся. Полагаю, что на нечто подобное и здесь указывается. Как Христос называется мужем душе, которая идет в невесты Ему, когда обращается к вере, так же случается и в противоположном смысле, что муж, к которому идет в невесты душа, бывает тем самым, который называется// врагом человеческим// и //сеет между пшеницею плевелы// ([[new:mf:13:25|Мф. 13:25]]) и склоняет душу к измене вере. Ибо, следовательно, недостаточно душе быть чистой в теле - важно, чтобы тот наиподлейший муж //не познал// ее. Ибо может и такое случиться, что некто будет блюсти чистоту в теле, однако, познавая того злого мужа, диавола, и получая от него удары вожделения в сердце, погубит чистоту души. Следовательно, поскольку Ревекка была// святою и телом, и духом// ([[new:1kor:07:34|1 Кор. 7:34]]), то Писание только удваивает ее славу, когда говорит: //дева, которой не познал муж//. //**Гомилии на Бытие.**// [<10>]