[<10>] ====== Толкования на Быт. 24:62 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 62-63 **А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды** «Земля полуденная» означает Герару, откуда он некогда был приведён отцом для принесения в жертву. То, что сказано: «И вышел он в поле, чтобы [чем-нибудь] заняться», по-гречески – ἀδολεσχῆσαι, по-еврейски читается [так]: «И уже при наступлении вечера вышел Исаак, чтобы поговорить в поле». Это означает, что Исаак, который являлся прообразом Господа, также выходил из дому для молитвы, как человек праведный (в соответствии с тем, что Господь молился на горе в уединении), а также то, что он либо в девятый час, либо перед заходом солнца приносил Богу духовные жертвы. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Ориген ===== **А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной** Уже ли ты не тронут настолько, что не понимаешь, что это сказано в духовном смысле? Или ты полагаешь, что всегда патриархи идут к колодезю и у воды распределяют невест? Тот, кто так полагает, есть //человек душевный//, который //не принимает того, что от Духа Божия// ([[new:1kor:02:14|1 Кор. 2:14]]). Кто желает, пускай остается при таком своем понимании, пускай остается душевным. Я же, следуя апостолу Павлу, утверждаю, что сие есть //иносказание// (или аллегория; см. [[new:gal:04:24|Гал. 4:24]]), и в браках святых усматриваю союз души со Словом Божиим. //А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом// ([[new:1kor:06:17|1 Кор. 6:17]]). Такой союз души со Словом не иначе возможен, как через наставление божественных книг, которые образно называются //колодезями//. И кто придет к тем водам, и почерпнет из них, и, размышляя над ними, постигнет более глубокий смысл, тот найдет достойную невесту Богу, ибо соединяется душа его с Богом. Ревекка последовала за отроком и приходит к Исааку; ибо, следуя гласу пророческому, Церковь приходит к Христу. И где же находит его? «У колодезя клятвы», говорит Писание, гуляющего. Никогда не отходят от колодезей, никогда не держатся далеко от воды. Ревекка была найдена у колодезя, и, опять, Ревекка Исаака нашла у колодезя (см. [[old:gen:24:11|Быт. 24:11]]). Здесь первый брошенный взгляд, здесь она //спустилась с верблюда//, здесь видит Исаака, на которого указал отрок. Ты полагаешь, это единственные слова о колодезях? И Иаков пришел к колодезю и там нашел Рахиль (см. [[old:gen:29:01|Быт. 29:1-12]]), и Моисей у колодезя нашел Сепфору, дочь Рагуила (см. [[old:ish:02:15|Исх. 2:15-]][[old:ish:02:16|16]])... И сказано: //утрудившись в пути, Он сел у колодезя// ([[new:in:04:06|Ин. 4:6]]). Видишь, что повсюду таинства перекликаются, видишь согласие образов Нового и Ветхого Заветов? Сюда, к колодезям, приходят и невест находят; и Церковь с Христом венчается в купели. Видишь, какая гора таинств над нами? Сколько их, совершающихся, объяснить не можем: во всяком случае, они призваны подстегнуть тебя к внимательному слушанию и сопереживанию. И если мы ради краткости что-либо пропускаем, то ты, когда перечитываешь текст и постигаешь, сам размышляй и открывай, и когда погрузишься в изучение книг Писания, тогда Слово Божие тебя призовет к воде и сочетается с тобою, и соединишься в //один дух// ([[new:1kor:06:17|1 Кор. 6:17]]) с Господом нашим Иисусом Христом, //Которому слава и держава во веки веков. Аминь// ([[new:1pet:04:11|1 Пет. 4:11]]; [[new:otkr:01:06|Откр. 1:6]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной** См. Толкование на [[old:gen:24:61#lopuxin_ap|Быт. 24:61]] [<10>]