[<10>] ====== Толкования на Быт. 25:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** После того, как услышал Бог молитву праведника, и Ревекка зачала во чреве, – **«играста**, – говорит Писание, – **младенца в ней»**, и оттого она терпела тяжкие боли. Она говорила: **«аще тако ми хощет быти, почто ми сие?»** Не один (младенец) имел родиться, а двух вместе носила она во чреве, и оттого стеснение во чреве причиняло ей много скорби. Но заметь при этом случае благочестие этой жены. Она не прибегла к какой-нибудь человеческой помощи, как делают многие из нынешних жен, живущих беспечно; не обратилась и к тем, которые стали бы судить о подобных событиях своим умом, по каким-нибудь догадкам и наблюдениям; не вверилась обольщению обманщиков и таких, которые обещают то, что выше человеческой природы; нет, она **«иде вопрошати Господа»**. Заметь и благоразумие ее. Она знала, что сам Владыка природы разверз ее утробу и неплодное чрево внезапно сделал столь плодоносным; видела также, по величине чрева, что готовится ей нечто великое, – и потому **«иде вопрошати Господа»**. Что значит: **«иде вопрошати Господа?»** Значит, что она прибегла к истинному знанию – к священнику, служителю Божию, желая тайно приобрести чрез него сведение и, рассказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог устами священника все ясно открыл и чрез то сделал ее еще ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что «священник» отвечал ей, но, сказав: **«иде вопрошати Господа»**, Писание прибавляет: //«и рече Господь ей»//, то есть – чрез священника: два языка во утробе твоей носишь. А в другом месте божественное Писание называет священника ангелом, показывая этим, что священник провозвещает то, что внушит ему благодать Св. Духа. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 50.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** Ревекка зачала и своим терпением расторгла оковы бесплодия. Давайте же рассмотрим, что породила ее пророческая и апостольская душа и каким образом. //Она пошла//, - сказано, - //вопросить Господа//, потому что младенцы стали биться в ее утробе, и получила ответ: //два племени во чреве твоем//. Ибо она ничего не предполагает сама по себе, но во всем спрашивает Бога как верховного покровителя ее замыслов. Будучи преисполнена одновременно мира и благочестия, она, по своей вере и в соответствии с предсказанием, соединяет два племени и словно бы заключает их в своей утробе. И вполне справедливо она названа скорее сестрой, чем женой ([[old:gen:26:07|Быт. 26:7]]), потому что кроткая и мирная ее душа прославляется более за всеобщую любовь, чем за частный брачный союз, а также поскольку она полагала, что более обязана всем, нежели одному. //**Исаак, или О душе.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** Почти все принимают тот факт, что благословенный Исаак являл собой прообраз Господа нашего Спасителя. Итак, Исаак прообразовал Христа, а благословенная Ревекка - Церковь, потому что, хотя, подобно Церкви, она долгое время оставалась неплодной, по молитве благословенного Исаака и по милости Господа она зачала. А теперь дети боролись во чреве ее, и, устав от такого раздражения, она сказала: **если так будет, то для чего мне это?** Тогда Господь ответил ей: //два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему//. И действительно, возлюбленные, как говорит апостол, //все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам// ([[new:1kor:10:11|1 Кор. 10:11]]). Итак, Ревекка телесно зачала от благословенного Исаака, потому что Церкви предстояло духовно зачать от Христа. И как двое сыновей боролись во чреве Ревекки, так и два народа постоянно противостоят друг другу во чреве Церкви. Если бы в нем были только порочные или только добропорядочные люди, это был бы единый народ. В Церкви же находятся и хорошие, и, что хуже, плохие люди - два соперничающих народа, словно во чреве духовной Ревекки: смиренный и гордый, целомудренный и прелюбодействующий, кроткий и гневный, добрый и завистливый, щедрый и жадный. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** См. Толкование на [[old:gen:25:19#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 25:19]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** **И пошла вопросить Господа**. Если выражения писателей должны быть изъясняемы по их духу и времени, то **вопрошать Бога**, значит искать откровения воли Божией или от самого Бога, на что право имели пророки, или чрез пророков, которые были посредниками между Ним и прочими людьми. Ревекка, так как не представлена ясно пророчицею, повидимому, должна была вопрошать Бога чрез посредника. В сем точно знаменовании употребляется выражение //идти вопрошать Бога// [[old:ish:18:15|(Исх. 18:15]]; [[old:4ts:22:13|4 Цар. 22:13]]; [[old:1ts:09:09|1 Цар. 9:9)]]. Посему пророком Ревекки почитают иные Сима, иные иного из патриархов, а иные Мелхиседека. Мнение о сем последнем приводит Блаженный Феодорит (Quaest. LXXVI), но его не утверждает и полагает, что Ревекка молилась при одном из созданных патриархами алтарей и узнала грядущее. Лучше признаться, что образ данного ей откровения скрыт от нас, почему и в Новом Завете о сем откровении упоминается без изъяснения обстоятельств: //сказано ей// [[new:rim:09:12|(Рим. 9:12)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** См. Толкование на [[old:gen:25:11#prp_efrem_sirin|Быт. 25:11]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** Какая достолюбезная история! Люди патриархального мира представляются настоящими детьми Божиими, которые жили постоянно в присутствии своего Отца Бога и ощущали Его присутствие. В затруднительных случаях жизни они обращаются с просьбою о помощи отнюдь не к человеку и не к земным средствам, а к Богу, Который, как Отец всемогущий, мог исполнить всякую просьбу их. Ревекка неплодна. Исаак помнит обетование отцу своему, что //благословятся в семени твоем все народы земные// [[old:gen:26:04|(гл.26, ст.4)]] и что именно в Исааке наречется ему семя, и просит Господа разрешить неплодство жены своей – и Бог послушал его. (И теперь Бог слушает всякого, кто просит с верою.) Ревекка слышит игру младенцев во чреве своем, пугается и идет тоже спросить Господа: почто ей сие? Господь кротко и с любовию объясняет ей, что это значит. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** Сыновья бились в утробе своей матери, и сказано Ревекке, когда там шла борьба: //два племени во чреве твоем//. Два человека, два народа: народ хороший и народ плохой, но, тем не менее, они борются в одном лоне. Сколько плохих в Церкви, и одно чрево носит их, покуда в конце не расстанутся (ср. [[new:mf:25:31|Мф. 25:31-46]]). И хорошие против плохих кричат, и плохие против хороших в ответ, и в одном чреве друг с другом борются. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** См. Толкование на [[old:gen:25:21#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 25:21]] ===== Ориген ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** //Пошла//. Куда пошла? Пошла из того места, в котором не было Господа, к тому, в котором есть? ...Разве Господь не везде? Не Сам ли Он сказал: //Не наполняю ли Я небо и землю?// (ср. [[old:ier:23:24|Иер. 23:24]]) Куда же тогда пошла Ревекка? Я полагаю, что она пошла не из одного места в другое, а от жизни к жизни, от дела к делу, от хороших к лучшим перешла, от полезного к полезнейшему направилась, от святого к святейшему поспешила. Ибо абсурдным будет предположить, что Ревекка, которая была образована в доме мудрого Авраама и супругой образованнейшего Исаака являлась, могла быть настолько непосвященной, что полагала, будто Господь заключенным в каком-то одном месте живет, и пошла бы туда узнавать, что означало биение младенцев в ее чреве. Хочешь ли видеть, отчего происходит обычай святых, по которому, когда они видят нечто открываемое Богом, то говорят о себе, что пошли или перешли? Моисей, когда увидел терновый куст горящий и несгорающий, будучи поражен этим видением, сказал: //пойду и посмотрю на сие великое явление// ([[old:ish:03:03|Исх. 3:3]]). Он не имел в виду, конечно, что перейдет некое земное пространство, или взойдет в горы, или спустится по отвесным ущельям в долины. Видение было с ним рядом, перед лицом и глазами его. Но он говорит пойду, чтобы ясно показать, что по напоминанию видения небесного ему следует подняться к жизни более высокой и от того, в чем пребывал, к лучшему перейти (ср. [[new:evr:11:15|Евр. 11:15-]][[new:evr:11:16|16]]). Сказано о Ревекке: **И пошла вопросить Господа**, что следует понимать, как мы уже сказали, не так, будто пешком ногами своими отправилась, а так, что умом своим обратилась ко Господу. Следовательно, и о тебе, если начнешь //смотреть не на видимое, а на невидимое// ([[new:2kor:04:18|2 Кор. 4:18]]), то есть не на плотское, а на духовное, не на настоящее, а на будущее, скажут, что ты //пошел вопросить Господа//. Если вырвешь себя из прежней жизни и из общества тех, с кем вел жизнь позорную и печально известную, и соединишься с честным и религиозным деланием, и если будут искать тебя среди спутников непристойности и в полчище мерзавцев и так и не смогут найти, - то и о тебе тогда будет сказано: //пошел вопросить Господа//. Так, следовательно, святые переходят не от места к месту, но от одной жизни к другой, от начальных к высшим принципам. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Тертуллиан ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** Утроба Ревекки волнуется, хотя еще далеко до рождения и нет еще никакого дуновения воздуха (ср. [[old:gen:02:07|Быт. 2:7]]). И вот, двое сыновей **в утробе ее стали биться**, еще не будучи двумя народами. Пожалуй, пророческой является такая резвость детей, которые соперничают прежде, чем начали жить, и враждуют до того, как стали дышать, если даже они обеспокоили мать своими толчками. Когда же утроба открывается, и число их становится явным, и становится понятным предсказание, тогда, полагаю, уже не только ясным образом подтверждается наличие у детей душ, но и их соперничество. //**О душе.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа** //«Если так будет, то для чего мне это?…»// Митр. Филарет, основываясь на различных библейских переводах, хочет видеть здесь выражение некоторой боязни со стороны Ревекки за свою жизнь. Но нам кажется, удобнее и сообразнее с контекстом находить здесь другой, более высокий смысл — именно желание матери узнать судьбу того ее потомства, которое теперь даруется ей Богом, после стольких лет бесплодия, и очевидно, не без особенных, высших целей божественного Промысла. //«И пошла вопросить Господа…»// Из самого текста не видно, каким путем происходило это вопрошение Господа; поэтому одни думают, что Ревекка обратилась к какому-либо из благочестивых патриархов — Симу, Аврааму, Мелхиседеку, Еверу, или даже к Исааку [[old:gen:27:46|(Быт. 27:46)]], другие полагают, что она могла сделать это непосредственно в молитве или жертвоприношении. **//Толковая Библия.//** [<10>]