[<10>] ====== Толкования на Быт. 25:23 ====== ===== Ап. Варнава ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** Посмотрим, является ли этот народ [иудейский] наследником (ср. [[new:gal:03:29|Гал. 5:29]]), и относится ли завет Божий к нам или к ним. Послушайте, что Писание говорит по поводу народа: //И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и она зачала. И потом пошла Ревекка вопросить Господа, и Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два народа в утробе твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему//. Вы должны понимать, кто есть Исаак и кто есть Ревекка, и в отношении каких народов Бог указал, что один будет больше другого. **Послание Варнавы.** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** Это пророчество ясно открывало ей будущие события. Младенцы, своими сильными движениями во чреве, уже предвозвещали все с точностию. И теперь сама жена узнала не только то, что она родит двух младенцев, но и то, что они возрастут в народы, и что меньший будет господствовать над большим. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 50.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** Добропорядочные хотят победить злых людей, порочные люди стремятся избавиться от праведных: желание праведных в том, чтобы плохие исправились, а стремление порочных - чтобы не было праведных. Один род - благочестивые, другой - нечестивые: благочестивые возносятся на небеса своим смирением, нечестивые низвергаются в преисподнюю своей гордостью. Исаву принадлежат все те члены Церкви кафолической, которые хотят владеть земным, любят земное, стремятся к земному и все свои надежды связывают с земным. Всякий, кто желает служить Богу, чтобы возрасти в почестях или обрести богатство земное, как известно, принадлежит Исаву, то есть земному счастью - ибо Исав понимается как плотские души, в то время как Иаков понимается как истинно духовные люди. И апостол ясно называет два рода людей, когда различает плотских и духовных: //Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное// ([[new:gal:05:19|Гал. 5:19-21]]). Таковы плоды людей, относящихся к Исаву. Тот же апостол чуть ниже называет плоды людей, относящихся к Иакову: //Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание// ([[new:gal:05:22|Гал. 5:22-]][[new:gal:05:23|23]]). Таковы дела духа, принадлежащие благословенному Иакову, то есть благочестивым людям. Мы читаем, что **один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему**, однако не видим, чтобы это буквально исполнилось в Исаве и Иакове. Ведь в Писании нигде не упоминается, что Исав служил благословенному Иакову физически. Поэтому следует выяснить, как понимать это духовно, то есть как //старший будет служить младшему//, - если бы этому не суждено было произойти, то и Священное Писание не стало бы об этом упоминать. Если же уделить этому должное внимание, то можно понять на примере христиан и евреев, как старший народ будет служить младшему. Оказывается, что больший и старший народ евреев служит младшему, то есть христианскому народу, поскольку, словно прислужники христиан, они несут по всему миру книги Закона Божия для наставления всех народов. И вот евреи рассеялись по всем странам - и когда мы зовем язычника к вере в Христа, свидетельствуя, что о Христе говорили все пророки, а он сопротивляется и говорит, будто книги Закона Божия, скорее, были написаны нами самими, а не Духом Святым, то у нас появляется возможность опровергнуть его при помощи надежного аргумента. Такому человеку мы можем сказать: «Коль скоро у тебя появляется сомнение относительно моих книг, обратись к книгам евреев - очевидных противников наших, ведь их книги я совершенно точно ни написать, ни изменить не мог. Прочти их, и когда в них обнаружишь то же самое, что написано в моих книгах, //не будь неверующим, но верующим//» ([[new:in:20:27|Ин. 20:27]]). Вот таким образом старший народ служит младшему: через их книги народы язычников призываются к вере в Христа. Как это порочные люди служат добропорядочным? Так же, как гонители служат мученикам, как напильник и молоток служат золоту, как жернов - пшенице, как печи - хлебопечению: печи разгораются, чтобы можно было испечь хлеб. Как же, повторяю, плохие служат хорошим? Так же, как шлак служит золоту в горниле золотых дел мастера: шлак, без сомнения, отбрасывается, золото закаляется. Так что людям порочным не стоит хвалиться и возноситься тем, будто они доставляют невзгоды людям добрым. Ибо, когда они подвергают телесным гонениям добрых людей, они сами убивают себя в сердце. Если вдруг какая скверна злого человека задевает человека доброго, то несправедливость уже разрушает душу первого. Если, будучи движим злым духом, некто распалится яростью гнева и попытается бросить вызов человеку доброму, то можно сомневаться, чтобы добрый человек распалился, однако не стоит сомневаться в том, что злой уже сгорает от гнева. Вполне вероятно, что человек добрый, будучи исполнен силой духа и ободряем Святым Духом, не разгорячится, даже если он находится в огне преследования, в то время как тот, кто пытался разгневать его, без сомнения, не может избавиться от пылающей страсти. Исав и Иаков рождены от одного семени Исаака, как и христиане рождены от одного крещения в Господа нашего и Спасителя, из одного лона Церкви (ср. [[new:ef:04:05|Еф. 4:5]]). Но, подобно Исаву и Иакову, они разделены на две части - по различию нравов. По плодам дел их одна часть - люди плотские, другая - духовные. Вот потому Писание говорит: **и больший будет служить меньшему**, что количество порочных людей всегда больше, чем добропорядочных. Как двое близнецов в утробе Ревекки, так два рода людей будут бороться вплоть до Судного дня, как мы выше сказали - пока гордые отвергают смиренных, прелюбодеи преследуют целомудренных, пока пьяницы, число которых бесконечно, поносят трезвых, пока завистники соперничают с добродушными, воры хотят извести подающих милостыню, а гневливые - миролюбивых, пока распутные стремятся спустить на землю тех, чувства которых устремлены к делам небесным. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** См. Толкование на [[old:gen:25:19#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 25:19]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** **Два народа**. Израильтяне и Идумеи, прообразуемые в своих родоначальниках: ибо то, что здесь предсказывается, не сбылось окончательно с Иаковом и Исавом, но с их потомками. **И больший будет в порабощении у меньшего**. Дом Исава был сильнее и многолюднее, нежели Иакова, когда сей возвращался из Месопотамии [[old:gen:32:11|(Быт. 32:11]], [[old:gen:33:15|33:15)]], и потомство первого, умножась, имело старейшин и царей прежде Израильтян [[old:gen:36:start|(Быт. 36)]]. Но потом Давид поработил Идумеев [[old:2ts:08:14|(2 Цар. 8:14]]; [[old:3ts:11:15|3 Цар. 11:15-16)]]. Иорам [[old:4ts:08:21|(4 Цар. 8:21)]] и Амессия [[old:4ts:14:07|(4 Цар. 14:7)]] наказали отложившихся; Иоанн Гиркан еще раз покорил своему народу, и даже закону Моисееву (Jos. Antiq. L. XIII, с. 17). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** См. Толкование на [[old:gen:25:11#prp_efrem_sirin|Быт. 25:11]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** В словах Господа видишь Творца людей и времени, Который парит выше всего временного и пространственного, Который несуществующее называет как бы существующим, в руках Коего будущие поколения людей, как будущее дерево со всеми ветвями и листочками – в одном древесном семени, как колос с зернами – в одном зерне. Воистину Священное Писание Ветхого Завета достойно пера боговдохновенного мужа – Моисея, и Самого Бога, благоволившего дать людям Писание чрез верного раба Своего в доме Своем! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** Посмотрим теперь, как развиваются временные судьбы града Божия в потомстве Авраама. Итак, в период жизни Исаака, начиная с первого ее года и до шестидесятого, когда родились у него сыновья, достойно замечания следующее. Когда, вследствие молитв его к Богу, чтобы неплодная жена его родила, Господь соизволил дать ему просимое и жена его зачала, то близнецы, будучи еще в утробе матери, производили сильные движения. Терпя от этого болезненные ощущения, она вопросила Господа и получила ответ: **два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему**. Апостол Павел видит в этом великое доказательство благодати: потому что еще до рождения их, прежде чем они сделали что- либо доброе или дурное, безо всяких заслуг избирается меньший, а больший отвергается ([[new:rim:09:11|Рим. 9:11-13]]). Ибо не подлежит сомнению, что относительно первородного греха они оба были равны, а греха собственного ни тот, ни другой не совершили никакого... А что сказано: //больший будет служить меньшему//, то почти никто из наших иначе и не понимал этого, как в том смысле, что старший народ, иудейский, будет служить младшему народу, христианскому. И действительно, хотя это может казаться исполненным на народе едомском, произошедшем от старшего (который называется Исавом и Едомом, откуда и едомляне), ибо впоследствии их должен был победить и подчинить своей власти народ, произошедший от меньшего, то есть народ израильский (ср. [[old:1ts:14:47|1 Цар. 14:47]]), тем не менее естественнее верится, что это пророчество имеет в виду нечто более важное. А что это, как не то, что наглядно исполняется на иудеях и христианах? //**О граде Божием.**// ===== Ориген ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** Полагаю, то же можно сказать и о каждом из нас, что //два племени// и //два различных народа// находятся внутри нас. Ибо есть народ добродетели внутри нас и в не меньшей мере есть народ греха внутри нас: //ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления// ([[new:mf:15:19|Мф. 15:19]]), а также //обманы, вражда, разногласия, зависть, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное// ([[new:gal:05:20|Гал. 5:20-]][[new:gal:05:21|21]]). Видишь, какой большой злой народ есть в нас? Но если мы действительно заслужим того, чтобы произнести следующее слово святых: //от страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве и родили; дух спасения Твоего соделали по земле// ([[old:is:26:17|Ис. 26:17-]][[old:is:26:18|18]]), - тогда и другой народ обнаруживается в нас, рожденный в духе. Ибо// плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание// и им подобное ([[new:gal:05:22|Гал. 5:22-]][[new:gal:05:23|23]]). Ты видишь второй народ внутри нас, но этот народ //меньший//, а первый //больший// - поскольку всегда больше злых людей, нежели добрых, и пороки многочисленней добродетелей. Но если мы будем такими, как Ревекка, и удостоимся от Исаака, то есть от Слова Божия, зачать, то также и в нас //один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему//, ибо тогда плоть будет служить духу и пороки падут перед добродетелями. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему** //«два племени… два различных народа… один народ сделается сильнее другого»// Во внешней форме этого стиха усматривают параллелизм мыслей — отличительную черту еврейской поэзии; во внутреннем же, существенном содержании видят пророчественное откровение будущей судьбы потомства обоих имеющих родиться близнецов. Эта судьба не совсем обычна: здесь старшему обещается большая сила и внешнее могущество, и однако же он, в конце концов, подчиняется младшему. И последующая история оправдала данное пророчество: хотя дом Исава действительно был сильнее и многолюднее, чем дом Иакова, при возвращении его из Харрана [[old:gen:32:11|(Быт. 32:11)]], и потомство Исава раньше получило старейшин и царей [[old:gen:35:01|(Быт. 35:1]]), однако со временем Давид покорил идумеян [[old:2ts:08:14|(2 Цар. 8:14]]; [[old:3ts:11:start|3 Цар. 11)]], а Иорам и Амасия жестоко даже наказали их за попытку освободиться [[old:4ts:08:start|(4 Цар. 8]] и [[old:4ts:14:start|14)]]. [<10>]