[<10>] ====== Толкования на Быт. 25:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство** См. Толкование на [[old:gen:25:33#svt_ioann_zlatoust|Быт. 25:33]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство** См. Толкование на [[old:gen:25:19#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 25:19]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство** Бог несколько раз разделял семя патриархов на лучшее и худшее, дабы, отвергая одно, дать большую чистоту другому; подобно как удвояют и утрояют веяние пшеницы, дабы получить более чистое зерно. Так унаследован Исаак, а сыны Агари и Хеттуры удалены; так избран Иаков, а Исав отвержен. **И он ел, и пил, и встал, и пошел**. Изображение небрежной рассеянности. **И ни за что почел Исав первородство**. Здесь открывается цель сказания. Моисей паки изъясняет и оправдывает предопределение. Предопределение Иакова и Исава описывается в пророчестве Малахии [[old:mal:01:02|(Мал. 1:2)]] и в Послании к Римлянам [[new:rim:09:10|(Рим. 9:10-13)]] как действие всесвободной воли Божией. На сем, в учении о предопределении, некоторые основывают мнение, будто предопределение человека совершается вне предведения. Против сего сколько ложного, столько и вредного заключения должно приметить, что и историк, и пророк, и апостол говорят о предопределении не лиц, но племен и народов, представленных в своих родоначальниках; почему сего примера и не должно прилагать к предопределению лиц. Что апостол, отвергая предопределение по делам [[new:rim:09:12|(Рим. 9:12)]], поставляет на место его предопределение по вере [[new:rim:09:32|(Рим. 9:32)]], которым предведение необходимо предполагается. Что сказанное при сем апостолом: //неужели Бог несправедлив? отнюдь нет// [[new:rim:09:14|(Рим. 9:14)]] относится точно к предведению, и что сию же самую мысль Моисей изложил исторически в настоящем сказании. Как апостол прилагает образ Исава, в частности, к каждому человеку, служащему плоти, так равно Иаков есть образ каждого духовного и внутреннего человека. Удовольствие плоти есть пища, за которую мы отдаем наше первенство и благословение Отца небесного. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Иаков же даде Исаву хлеб и варение сочевно: яде же и пи, и востав отиде: и нивочтоже вмени себе Исав первенство** //Какие права первородства уступил Исав Иакову?// Не просто одно право именоваться первородным, как думаешь ты, любезнейший, уступил Исав Иакову, но достоинство патриарха, принадлежащее более добродетели, а не старшинству. Поскольку первородному, или старшему принадлежали и царство, и священство, и достоинство патриарха, и закон старшинства призывал первородного к начальствованию, но Исав не имел добродетели, то поставлен он был в такую необходимость, что, по справедливости, должен был добровольно продать то, что отнималось у него и против воли. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство** См. Толкование на [[old:gen:25:11#prp_efrem_sirin|Быт. 25:11]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство** См. Толкование на [[old:gen:25:29#sschmch_onufrij_gagaljuk|Быт. 25:29]] ===== Лопухин А.П. ===== **И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство** //«и он ел и пил…»// Всем этим Исав ясно обнаружил свое полное пренебрежение к духовному благу первородства, так как интересы чувственной природы у него стояли гораздо ближе высших, духовно-религиозных интересов. В истории Исава и Иакова мы получаем новый пример того, как совершилось постепенное выделение и как бы очищение богоизбранного семени, в духовном родстве с которым состояли лишь герои веры, т. е. люди, прославившие себя горячей верой в обетование и высоким религиозным одушевлением [[new:evr:11:start|(Евр 11 гл.)]]. [<10>]