[<10>] ====== Толкования на Быт. 26:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему** Не хочу Я, говорит Бог, чтобы ты отправлялся в такой дальний путь; но оставайся здесь. Я не попущу тебе испытать нужду, а исполню обетование, данное Мною твоему отцу; обещанное ему сбудется на тебе; ты получишь исполнение обетований, бывших к нему. **«Не ходи в Египет, вселися же в землю, в нейже ти реку, и обитай в земли той»**. Но чтобы праведник не подумал, что Бог дает ему такое повеление, не позволяет идти в Египет, потому, что хочет подвергнуть его испытанию голода, Бог говорит ему: не смущайся, не озабочивайся, а оставайся здесь: **«Аз бо с тобою буду»**. Имея близ себя Подателя всех благ, не заботься ни о чем; Я, Владыка всего, буду с тобою, и не только буду, но и **«благословлю тя»**, то есть, сделаю тебя славным, и дам тебе Мое благословение. Можно ли быть блаженнее этого праведника, получившего от Бога такое обетование: **«буду с тобою и благословлю тя»**? Вот что сделает тебя счастливее всех; вот что поможет тебе жить в великом изобилии; вот для тебя – величайшая слава, несказанное торжество, твердыня, вершина благ, – то именно, что Я **«буду с тобою и благословлю тя»**. А как благословлю тебя? **«Тебе, и семени твоему дам землю сию»**. Ты считаешь себя странником и пришельцем в этих пределах; знай же, что вся эта земля дана будет тебе и семени твоему. А чтобы ты мог увериться в этом, знай, что ту же клятву, которою Я клялся Аврааму отцу твоему, Я постановлю и с тобою. Примечай снисхождение Божие. Не сказал Бог просто: «завет», который Я заключил с отцем твоим, или «обетование», которое дал ему; но что? – **«клятву, еюже кляхся»**. Клятвою уверил Я его, говорит Он, и должен клятву Мою исполнить и совершить. Видишь человеколюбие Божие? Он говорит так, не на Свое величие взирая, но снисходя к нашей немощи. Как люди наиболее заботятся об исполнении того, что не просто обещали кому-нибудь, а обещали с клятвою, так и Бог, уверяя праведника, что обещаемое ему непременно сбудется, говорит: знай, что клятвою Моею утвержденное должно совершиться. Что же это, скажет кто-нибудь? Бог клялся? И чем Он мог клясться? Видишь, что это сказано было по снисхождению: клятвою Он называл утверждение обетования. **«И поставлю**, – говорит Он, – **клятву мою, еюже кляхся Аврааму отцу твоему»**. Потом объясняет ему и то, что обещал, и что подтверждал клятвою. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 51.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе** **Не ходи в Египет**. Из сих слов откровения видно, что Исаак имел намерение идти в Египет; но Бог, от столь отдаленного путешествия удержав его, назначил местом его пребывания землю Герарскую. Бог, который не попускает человеку быть искушаему более, нежели он может снести [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10:13)]], сохранил Исаака от Египта, который был опаснее Герара, как можно видеть из истории Авраама. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе** См. Толкование на [[old:gen:26:01#lopuxin_ap|Быт. 26:1]] [<10>]