[<10>] ====== Толкования на Быт. 26:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим** Прошу заметить премудрость Божию: дабы показать праведнику, что Он, Творец природы, может и невозможное делать возможным, что и в начале Он повелением Своим возбудил землю к произращению плодов, (Бог) сделал то, что праведник получил сторичный плод от посеянного им на той земле, чем и его привел в большее благосостояние, так что он ни в чем уже не нуждался, да и тем (жителям Герар) показал самым делом, какою помощью свыше пользуется праведник. Благоискусный и премудрый (Господь) часто одними и теми же делами Своими и избранным Своим благодетельствует, и заблуждающимся еще дает средство познать силу Его промысла. Это Он сделал впоследствии и в Египте, когда на жителей его наводил казни, а народ израильский сохранял невредимым. (Египтяне) не только в гневе Божием на них, но и в промышлении Божием о тех (израильтянах), научались познавать силу Бога и Творца всяческих. Но и эти, в свою очередь, не только из промышления и попечения Божия о них, но и из самого зрелища казней, каждый день постигавших Египет, уразумевали дивную к ним любовь Божию. Так одними и теми же делами Он и Своим и противникам являл величие Своей силы. И самые стихии оказывают с своей стороны служение и повиновение рабам (Божиим), когда Владыка благоволит к ним. Это можно видеть на опыте в жизни этого праведника: чего в другое время природа земли не проявляла, то теперь производит по воле Бога всяческих, и такой приносит плод, что Исаак вдруг становится весьма богатым: **«благослови бо его Бог, и возвысися человек, и преуспевая больший бываше, дондеже велик бысть зело»**. Так как богатство у праведников состояло тогда в плодоносности земли и в многочисленности стад, то и сказано: **«благослови его Бог и возвысися человек»**, т. е. сделался богат, и не просто богат, но и **«больший бываше, дондеже велик бысть зело»**. Подумай, как много значило получить сторичный плод от посеянного. Если же это кажется тебе важным, то познай ту еще большую силу человеколюбия Божия, какую впоследствии времени он показал живущим добродетельно, после Его пришествия (на землю). Он обещает им не только здесь воздать сторицею, но и дать наслаждаться вечною жизнью и царством небесным. Видишь ли щедрость Владыки? Видишь ли великость благодеяния? Видишь ли, сколько даровало нам пришествие Единородного? Какую несказанную перемену в делах (жизни нашей) произвело оно? Поэтому каждый, рассуждая об этом сам с собою и видя различие между тем, что обещал (Бог) жившим прежде благодати, и тем, что – после благодати, да прославит хотя этим беспредельное человеколюбие Божие, и да не приписывает всего только перемене времен. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь** **Ячменя во сто крат**. Сей перевод следует текстам семидесяти толковников, Сирскому, Симмаха и Феодотиона, которые, конечно, читали в еврейском тексте שערים (//Сеорим//) вместо того, что ныне читается //Шеарим//. По нынешнему чтению еврейского слова значат только: //сто мер//, рода семян не показывают. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь** См. Толкование на [[old:gen:26:01#prp_efrem_sirin|Быт. 26:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь** Хотя Исаак сеял не в нашей земле, однако не думаю, что у него могла быть такая высокая урожайность ячменя. Поэтому я полагаю, что лучшим является то, что содержится в еврейском тексте, и то, как перевёл Акила: «И получил он в том году стократный прирост оценённого», то есть ἑκατὴν εἰκασμένον. Потому что слова «ценность» и «ячмень» пишутся одинаковыми буквами, только «ценности» читается как saarim (שְׁעָרִ֑ים), а «ячмень» – как sorim (שְׁערִ֑ים). Мне кажется, что Писание, умалчивая о виде плодов, которые умножились во сто крат, показывает умножение всех добродетелей в этом человеке. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Ориген ===== **И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь** Отчего Исаак сеял //ячмень//, а не пшеницу, и отчего Господь //благословил// его за то, что он сеял ячмень, и отчего он возвеличивался //до того, что стал весьма великим//? Очевидно, не был он еще велик прежде, чем сеял ячмень, и лишь когда посеял и //получил во сто крат//, теперь только //стал весьма великим//. Ячмень является по преимуществу пищей вьючных животных или деревенских рабов, поскольку он представляет собой колючий растительный вид, который, словно жалом, колет притрагивающихся к нему. Исаак - это Божие Слово, Которое в Законе [Моисея] сеет ячмень, а в Евангелии - пшеницу (ср. [[new:mf:13:03|Мф. 13:3-8]]; [[new:mk:04:03|Мк. 4:3-20]]; [[new:lk:08:05|Лк. 8:5-15]]). Ту пищу для совершенных и духовных - эту для непросвещенных и скотов Он готовит, ибо написано: //человеков и скотов хранишь ты, Господи// ([[old:ps:035:07|Пс. 35:7]]). Исаак, или Слово Закона, сеет Закон и //получает во сто крат//, ибо и в Законе найдешь мучеников, чей плод //во сто крат//. Но также и Господь наш, Исаак Евангелий, говорил определенные слова, которые были более совершенными для апостолов, но для больших собраний Он изъяснялся просто и доступно (ср. [[new:mf:13:10|Мф. 13:10-13]]; [[new:mk:04:34|Мк. 4:34]]). Желаешь ли узнать, почему Он дает ячмень начинающим? В Евангелиях написано, что Он накормил народ. Но тех, кого кормит в первый раз, то есть начинающих, кормит хлебами ячменными (ср. [[new:in:06:09|Ин. 6:9]]). Потом же, когда уже преуспеют в Слове и в учении, выставляет хлебы пшеничные (ср. [[new:mf:15:32|Мф. 15:32-38]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== __Обогащение Исаака и удаление его из Герара.__ **И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь** Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев [[old:gen:21:33|(Быт. 21:33)]], то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту отрасль промышленности, по-видимому, в больших размерах (ср. сон Иосифа о снопах, [[old:gen:37:07|Быт. 37:7]]). Подобным образом поступают и нынешние бедуины Аравии, Сирии и Палестины. Начало регулярного земледелия у древних евреев относится ко времени жизни их в Египте. По сирийскому тексту (Пешито), LXX, славян, и русскому, Исаак сеял ячмени. LXX и др. читали в еврейском тексте //seorim//, ячмень («ἑκατοστεύουσαν κριθήν»); в масоретском текте: //schearim//, шеарим — мера неизвестной величины; Vulg.: //centuplum//. Следует, кажется, отдать предпочтение последнему чтению, т. е. видеть здесь мысль о хлебе вообще, а не о ячмене только (ср. [[old:sud:07:13|Суд. 7:13]]; [[old:3ts:04:28|3 Цар. 4:28]]; ячмень был основным продуктом питания большинства древних евреев. Пшеница же была достаточно элитным продуктом и почти всегда упоминается при жертвоприношении и наряду с вином и елеем). Сторичный урожай, весьма редкий в Палестине и в древнее время [[new:mf:13:08|(Мф. 13:8)]], и теперь (обычный урожай — сам 25–30), был даром особенного благоволения Божия Исааку за его послушание. **//Толковая Библия.//** [<10>]