[<10>] ====== Толкования на Быт. 26:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего** Так как он показал достаточный опыт своей добродетели пред жителями герарскими и пред царем, изгонявшим его, и пред пастухами, отнимавшими у него колодцы, то человеколюбивый Господь, желая как бы укрепить его благодушие и одобрить его великую кротость, – в то время, когда он **«взыде оттуду ко кладязю клятвенному, явися ему Господь в ту нощь, и рече: Аз есмь Бог Авраама, отца твоего, не бойся; с тобою бо есмь, и благословлю тя, и умножу семя твое, Авраама ради отца твоего»**. **«Явися ему**, – сказано. – **Господь в ту нощь»**. Заметь попечение о нем Божие! Чтобы укрепить его и ободрить, Бог является ему и говорит: **«Аз есмь Бог Авраама, отца твоего»**, – Который прославил отца твоего, поставил его на такой степени величия, и его, странника, сделал славнее здешних жителей. Я тот, кто обетовал столь умножить его потомство и во всем показывал особенное о нем промышление. **«Я есмь. Не бойся»**. Что значит: **«не бойся»**? Не смущайся тем, что Авимелех изгнал тебя и пастухи обидели. Много такого потерпел и отец твой; но чрез то явился еще более славным. Итак, это да не устрашает тебя: **«с тобою бо есмь»**. Я попускаю этому быть, желая, чтобы и ты своею кротостию показал свою добродетель, чтобы и злое расположение тех сделалось всем известным, дабы и за это увенчать тебя. **«С тобою бо есмь»**, поэтому и будешь непреоборим, сильнее всех восстающих (на тебя) и оскорбляющих тебя. Промышление Мое о тебе сделает тебя даже предметом зависти. **«С тобою бо есмь, и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради, отца твоего»**. Примечай человеколюбие Божие! Сказав: **«Аз есмь Бог Авраама, отца твоего»**, Бог тем показывал, как приблизил Он к себе патриарха, благоволив назвать Себя самого Богом Авраама, – т. е. Владыка и Творец вселенной называет Себя Богом одного человека, не в том смысле, как будто бы одним патриархом Он ограничивает владычество Свое, но с тою целию, чтобы показать Свое великое к нему благоволение. Я, говорит, так приблизил его к Себе, что предо Мною он является стоящим всех других людей. Потому **«и умножу семя твое Авраама ради отца твоего»**. Многие награды он должен получить от Меня за свое послушание Мне; итак, ради его умножу семя твое. Таким образом Бог и ободрил праведника, и напоминанием об отце возбудил в нем ревность к проявлению подобной ему добродетели. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего** **Я Бог Авраама, отца твоего**. Сим напоминаются Исааку все опасности, чрез которые Бог безвредно провел Авраама; и потом уже внушается ему такое же благодушие, какое внушено было Аврааму: **не бойся** [[old:gen:15:01|(Быт. 15:1)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Ориген ===== **И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего** Подобно тому, как Сам Господь приспосабливает Свой вид применительно к месту, времени и имеющимся обстоятельствам, так и в отношении Его святых, которые предшествовали Ему и являли Его, следует верить, что они произвели на свет образы таинств применительно к своим времени, месту и обстоятельствам. Подобное и сейчас мы видим в Исааке, о котором нам сказано: //оттуда перешел он к колодезю клятвы. И в ту ночь явился к нему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое ради отца твоего Авраама// ([[old:gen:26:24|Быт. 26:24]]). Апостол Павел предложил нам два образа этого Исаака. Первый, сказав, что Измаил, сын Агари, имел как бы вид народа по плоти, в то время как Исаак - народа, который от веры (см. [[new:gal:04:22|Гал. 4:22-31]]). Второй, когда утверждает: //Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос// ([[new:gal:03:16|Гал. 3:16]]). Исаак, следовательно, заключает в себе как тип народа, так и прообраз Христа. Тем не менее, как о Слове Божием, о Христе говорится не только в Евангелиях, но, определенно, также в Законе и у Пророков. Но в Законе Он учит начинающих, а в Евангелиях - совершенных. Следовательно, и Исаак представляет теперь образ Слова, Которое в Законе или у Пророков. Восхождением Закона мы уже назвали красоту Храма и тех божественных служб, что совершались в нем (см. [[old:3ts:06:start|3 Цар. 6-8]]). Прибавление Пророков также можно назвать восхождением Закона. И по этой причине, наверное, об Исааке говорится, что он //восшел к колодезю клятвы// и там //Господь явился ему//. Ибо через пророков //клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека// [[old:ps:109:04|(Пс. 109:4)]]. //У колодезя клятвы//, следовательно, открылся ему Бог, Который подтверждает будущее исполнение в нем обетований. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего** См. Толкование на [[old:gen:26:23#lopuxin_ap|Быт. 26:23]] [<10>]