[<10>] ====== Толкования на Быт. 26:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 28-29 **Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом** Смотри, как велика сила кротости, и как велико могущество добродетели! Те, которые прежде изгнали его, теперь приходят к страннику, не имеющему отечества, к пришельцу, и не только извиняются в прежних своих поступках с ним, просят прощения в прегрешениях (своих против него), но и прославляют праведника, обнаруживают объявший их страх, сознаются в собственном бессилии и признают великое могущество праведника. Да и что может быть сильнее того, кто имеет с собою Бога? **«Узрехом**, – говорят, **яко Господь с тобою»**. А откуда вы это знаете? Так, говорят они, самые события послужили для нас уроком. Мы увидели, что ты, изгнанный, стал сильнее изгнавших, обиженный одержал верх над обидевшими, из самого хода событий уразумели, что ты пользуешься великою помощию свыше. Дело божественного промысла состояло в том, чтобы их ум проникся удивлением к праведнику и чтобы внушено им было такое разумение. Мы познали, говорят они, яко **«Господь с тобою: буди убо клятва между нами»**. Смотри, как по побуждению собственной совести спешат они обличить себя самих, тогда как никто другой не принуждает их к тому и не объясняет того, что произошло. Если вы не обидели праведника, то для чего, говорит, просите вы у него союза? Но такова неправда: каждый день мучит совесть, и тогда как обиженный молчит, нанесшие обиду, думая, что им угрожает наказание, ежедневно беспокоятся и как бы сами себе подписывают приговор за преступление. Так и (те жители Герар), зная это, говорят: **«буди клятва между нами и между тобою»**. Потом объясняют, какой они хотят клятвы. **«И завещаем с тобою завет, да не сотворити с нами зла, якоже не возгнушахомся тобою мы»**. Посмотри, как от смущения и терзаний (совести) они сами себе противоречат, когда говорят: **«да не сотвориши с нами зла».** Почему вы так боитесь праведника, когда видите, что он и оскорбляющим его оказывает такую кротость? Но неподкупный судия – совесть пробудилась в них и они сознали, какую несправедливость сделали праведнику; от страха и смущения они не замечают, как противоречат сами себе. **«Да не сотвориши**, – говорят они, – **с нами зла, яко не возгнушахомся тобою»**. Для чего же вы изгнали его? Впрочем праведник не требует у них отчета и не изобличает их речей. **«И якоже**, – говорит Писание, – **сотворихом тебе добро, и отпустихом тя с миром, и ныне благословен ты от Господа»**. Видишь, что они убоялись наказания свыше? Они видели, что, хотя праведник, по своей кротости, сам не мстит за сделанное ему, но Тот, кто являл такое промышление о нем, потребует у них отчета за поступки их с праведником. Поэтому они умилостивляют праведника и просят союза, вместе с тем извиняясь в прежних своих делах и ограждая свою безопасность на будущее время. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз** См. Толкование на [[old:gen:26:01#prp_efrem_sirin|Быт. 26:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз** См. Толкование на [[old:gen:26:26#lopuxin_ap|Быт. 26:26]] [<10>]