[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру** См. Толкование на [[old:gen:27:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 27:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру** **Принеси мне есть, дабы благословила тебя душа моя**. Намерение Исаака, без сомнения, было не то, чтобы продать Исаву свое благословение за кушанье, подобно как сие сделал прежде сам Исав, но побуждением к благословению его было право первородства, как можно примечать из слов Иакова, пришедшего к отцу своему в лице Исава: я Исав, первенец твой [[old:gen:27:19|(Быт. 27:19]], [[old:gen:27:32|32)]]. Ловитва [[old:gen:27:03|(Быт. 27:3)]] и пища долженствовали быть не причиною благословения, но только приготовительным к нему обрядом, что видно в повторении слов Исаака, где вместо винословия ("вина" — причина, повод; ц.-слав.) означено только соединение действий: и я буду есть и благословлю тебя [[old:gen:27:07|(Быт. 27:7)]]. Почему же ловитва и пища должны были служить приготовлением к произнесению благословения? Потому, ответствуют некоторые, что Исаак хотел ободрить и возбудить дух пищею и питием. С сим примечанием согласуется известное у иудеев правило, что дух пророчества не свойствен человеку печальному. Хотя дух пророчества, вообще, требует чистоты и умеренности, но что принятие пищи не воспящает его, сие видно из примера Вефильского пророка [[old:3ts:13:20|(3 Цар. 13:20)]]. Потому, думают иные, что обыкновение требовало пред действием благословения, некоторого действия заслуги [[old:gen:22:16|(Быт. 22:16-17)]]. Более счастливая догадка есть та, что Исаак, видев Исава, за недостатком ловитвы продавшего свое первенство, посредством ловитвы же хотел узнать, угодно ли Богу возвратить ему потерянное. Итак, требование ловитвы от Исава было требование знамения от Бога; и Бог ответствовал Исааку, только не точно тем знамением, которого сей желал; ответствовал медленностью ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру** См. Толкование на [[old:gen:27:01#prp_efrem_sirin|Быт. 27:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру** Принеси ми от лова твоего, **да ям, яко да благословит тя душа моя**. Если и теперь льются благословения с уст отца или матери за снеди, доставляемые сыном, или за деньги, им посылаемые, – эти благословения действительны. Что же значит, что патриарх благословил сына, приказав ему принести раньше снедь и покушав ее? То, что дети должны питать и покоить родителей во время старости, и благословение родительское есть как бы награда им за их любовь к родителям и попечение об них. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **и сотвори ми снеди, якоже люблю аз: и принеси ми, да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру** См. Толкование на [[old:gen:27:02#ep_vissarion_nechaev|Быт. 27:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру** Имея в виду благословить Исава, как первородного [[old:gen:27:01|(Быт. 27:1)]] и притом любимого за услужливость [[old:gen:25:28|(Быт. 25:28)]], Исаак выражает естественное желание вкусить блюда, приготовленного рукою его любимца, в знаменательный для последнего день; нельзя сказать с некоторыми толкователями, будто самое благословение Исаак ставит в зависимость от удовлетворения своего каприза. [<10>]