[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:5 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. Ст. 5-10 **Ревекка же слыша глаголюща Исаака ко Исаву сыну своему. Изыде же Исав на поле уловити лов отцу своему. Ревекка же рече ко Иакову сыну своему меншему: се, аз слышах отца твоего беседующа ко Исаву брату твоему, глаго­люща: принеси ми лов, и сотвори ми снеди, да ядый благословлю тя пред Господем, прежде неже умрети ми. Ныне убо сыне мой, послушай мене, якоже аз заповедаю ти: и шед во овцы, поими мне оттуду два козлища мягка и добра, и сотворю я снеди отцу твоему якоже любит, и внесеши отцу твоему, и будет ясти, яко да благословит тя отец твой, прежде даже не умрет** Обман, который придумала **Ревекка**, чтобы предвосхи­тить **Иакову** благословение, предназначаемое отцом **Исаву**, как и вообще обман, не может быть одобрен. Дело, которое она хотела устроить через обман, было дело справедливое, потому что старейшинство, которого **Иаков** не имел по рождению, предназначено было ему еще до рождения по изволению Божию и добровольно уступлено было ему **Исавом**, и потому что **Иаков** заслуживал предпочтение пред ним по личным своим качествам: в противополож­ность **Исаву** он был богобоязнен и кроток. Итак, **Ревекка** была права, когда желала благословения **Иакову**, а не **Исаву**, того недостойному; но она неправа была в том, что для достижения законной цели прибегла к незаконному средству. Если она уверена была в том, что Господь пред­определил **Иакова**, а не **Исава**, к великому наследию, она должна была предоставить одному Богу выбор путей и средств к исполнению Его судеб; она должна была во всем положиться на волю Его. Бог всегда найдет возможность исполнить Свою волю, несмотря ни на какое противодей­ствие со стороны людей. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== __Противоположная деятельность Ревекки и Иакова.__ **Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи** Как в намерении Исаака выразилось чрезмерное проявление его человеческой воли, так это еще более выступает в действиях Ревекки. То обстоятельство, что Ревекка знала и помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» [[old:gen:25:23|(Быт. 25:23)]], конечно, делает понятною ее уверенность в благоприятном исходе предпринятого ею дела — даже до готовности подвергнуться проклятию [[old:gen:27:13|(Быт. 27:13)]], но не придает действиям ее характера законности, как не оправдывает и обмана Иакова факт продажи ему первенства Исавом. И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твердой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования. Рус. //принести// — Евр //le-habi//; но слав. //отцу своему// перев. греч. τῶ πατρὶ αὐτοῦ: LXX вм. //le-habi// читали — //le-abiv//, отцу своему. [<10>]