[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:21 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. Ст. 21-25 **Рече же Исаак Иакову: приближися ко мне, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сын мой Исав, или ни. Приближися же Иаков ко Исааку отцу своему, и осяза его** [Исаак] **и рече: глас убо глас Иаковль, руце же руце Исавове. И не позна его: бесте бо руце его: яко руце Исава брата его космате: и благослови его и рече: ты ли еси сын мой Исав? Он же рече: аз. И рече: принеси ми, и ям от лова твоего, чадо, да благословит тя душа моя. И принесе ему, и яде, и принесе ему вино, и пи** Голос **Иакова**, назвавшего себя **Исавом**, возбудил в отце подозрение, но оно ослабело и наконец совсем рассе­ялось, когда **Исаак** ощупал** руки Иакова**, и когда на вторич­ный вопрос: **«ты ли сын мой Исав?»** – услышал утверди­тельный ответ. Некоторые, в оправдание **Иакова**, объясня­ют поступок его иносказательно, говоря, что **Иаков**, покрытый козьей кожей, прообразовал Иисуса Христа, Ко­торый принял на Себя козлюю кожу, т. е. наши грехи, чтобы их истребить (Августин, Contra mendacium, с. 10). Но если и было здесь предызображение, оно заключалось в том, что грехи, принятые Спасителем, были также чужды Ему, как надетая **на Иакова** кожа была не его, а козла. Что же касается до того, что в козлюю кожу дал себя одеть **Иаков** для того, чтобы ввести в обман слепого **Исаака**, в этом нет никакого прообразовательного смысла в отношении к делу Христо­ву; это было делом свободной воли человека, которое имело одно нравственное, а отнюдь не прообразовательное значение, и, как всякое несогласное с нравственным зако­ном дело, не может быть оправдано пред судом нравствен­ного закона. – **«И благослови его»**, – т. е. изрек **Иакову** благожелания в пророческом духе, не столько по внуше­нию родительской любви, сколько по внушению от Духа Святого. Сам **Исаак** сознавал, что в этом случае он был орудием воли Божией, как видно из того, что, когда узнал, что благословил не того, кого хотел благословить, – не взял назад своего благословения, боясь греха идти против воли Божией [[old:gen:27:33|(Быт. 27:33)]]. Если бы **Исаак** помедлил преподанием благословения и постарался точнее разузнать, действи­тельно ли **Исав** тот, кто просит у него благословения, он легко мог бы обнаружить обман. Но Дух Святый, – гово­рит блаженный Феодорит, – так овладел им, что он не мог долее откладывать пророческое благословение. Бог попус­тил быть обманутым **Исааку**, может быть, в наказание за его пристрастие к **Исаву**, неизвинительное, если он знал волю Божию о нем. Надлежало притом исполниться пред­определению Божию, основанному на Его предведении; «Ибо, – говорит апостол об **Иакове и Исаве**, – когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, сказано было ей [Ревекке]: //больший будет в порабощени у меньшего, как и написано// [[old:mal:01:02|(Мал. 1:2)]]: //Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»// [[new:rim:09:11|(Рим. 9:11-13)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет** См. Толкование на [[old:gen:27:20#lopuxin_ap|Быт. 27:20]] [<10>]