[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей** Кто не изумится и не удивится неизреченному промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, уже ушел от него. Это именно внушает нам блаженный Моисей, когда присовокупляет здесь: **«и бысть, по еже престати Исааку благословляющу Иакова, сына своего: и бысть, егда изыде Иаков от лица Исаака, отца своего; и Исав, брат его, прииде с ловитвы»**. Смотри, как после удаления того, тотчас приходит этот, не просто и не без цели, а для того, чтобы и он, ничего не зная, принес снеди и узнал от самого отца весь ход дела. Если бы он успел застать брата, то, может быть, увлеченный яростью, и убил бы его; если он хотел (сделать) это уже после, тем более сделал бы это во время самого происшествия. Но десница Божия хранила отрока, сделав его достойным благословения, а того (Исава) лишив и благословения, и первенства. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей** После того, как было произнесено благословение, пришел старший брат. Этим возвещается, что первым было предопределено царство Церкви, а не синагоги, однако проникла синагога, чтобы преизобиловал грех, и после того, как преизобиловал грех, стала преизобиловать благодать (ср. [[new:rim:05:20|Рим. 5:20]]). В то же время очевидно, что соискатель Небесного Царства должен усердствовать, чтобы присвоить благословение и завладеть правом на то, что ему вверяется. Поэтому отец не осудил, но похвалил младшего сына, ибо Исаак говорит: //брат твой, придя с хитростью, взял благословение твое//. Хитрость хороша, когда похищение безупречно, а похищение благочестия - безупречно, потому что //от дней Иоанна Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его// ([[new:mf:11:12|Мф. 11:12]]). В самом деле, отцы наши отмечали Пасху второпях и вкушали агнца второпях (см. [[old:ish:12:11|Исх. 12:11]]), без промедления, и святой Иосиф призвал и удержал брата Вениамина, выдумав благочестивую ложь (см. [[old:gen:44:start|Быт. 44]]). //**Об Иакове и блаженной жизни.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей** Благословение, данное Исааком сынам своим, Иакову и Исаву, долженствовало иметь место в истории священной как потому, что им продолжает оправдываться и объясняться изреченное о них Богом предопределение, так потому, что в нем содержится новое предсказание о судьбе еврейского народа. По сему оное и составляет предмет последнего сказания в жизнеописании Исаака. //**Толкование на Книгу Бытия.**// =====Блж. Августин Иппонский ===== **Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей** Что есть обман? Второй из двух приходит вечером, и приносит то, что приказал отец, и обнаруживает, что брат его благословлен вместо него, и не удостаивается другого благословения... Единственное благословение означает единство Церкви. С другой стороны, они представляют собой два разных народа (ср. [[old:gen:25:23|Быт. 25:23]])... имеющих отношение к Иакову. Ведь Господь наш Иисус Христос, Который пришел к иудеям и неиудеям, не был признан иудеями, что принадлежали старшему сыну. Но, однако же, Он избрал некоторых из принадлежавших младшему сыну - тех, которые духовно уже начали желать и понимать обетования Господа, которые желаемую ими иную землю не плотским образом принимали, но духовно стремились к тому городу, в котором никто телесно не рождается, поскольку никто телесно и духовно не умирает (ср. [[new:evr:13:13|Евр. 13:13-]][[new:evr:13:14|14]]). //**Проповеди.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **И бысть по еже престати Исааку благословляющу Иакова сына своего, и бысть егда изыде Иаков от лица Исаака отца своего, и Исав брат его прииде с ловитвы** Исав возвратился **с ловитвы** по благословении **Иакова**. В том, что **Исав** умедлил в поле, нельзя не видеть устроения Божия. Господь не посылал ему добычи скоро, чтобы ли­шить его возможности своевременно придти к отцу и по­лучить от него предназначенное ему благословение. Он недостоин был сего благословения, продав свое первород­ство **Иакову**. Он лишился первородства за снедь: чрез снедь же, которую не успел вовремя приготовить отцу, он должен был лишиться его благословения. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-32 **Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав** //Скорбь Исава и благословение его// Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благословением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту, «кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?» (Бес. на Быт 53, с. 569). По раввинам, Исав пришел //непосредственно после// выхода Иакова. Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит ([[old:gen:27:31|(Быт. 27:31)]] грубее, чем подобное же приглашение [[old:gen:27:19|(Быт. 27:19)]] Иакова (в евр., LХХ и в слав. глагол //встать// здесь — в 3-м л., а в 19 ст. — во 2-м). [<10>]