[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня** Услышав же это, говорит Писание, **«Исав возопи гласом велиим зело и горьким»**. Что значит: **«гласом велиим зело и горьким»**? Этими словами Писание означает досаду и чрезвычайный гнев, каким (Исав) исполнился, узнав случившееся. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня** **Поднял громкий и весьма жалостный вопль**. Исав вопиет и плачет о благословении, но уже поздно; и без веры, а с завистью и отчаянием, потому, как говорит Апостол, не обретает места покаяния [[new:evr:12:17|(Евр. 12:17)]]. //Ищите Господа, пока можно обретать Его, и призывайте Его, пока он близок // [[old:is:55:06|(Ис. 55:6)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **Бысть же егда услыша Исав глаголы отца своего Исаака, возопи гласом велиим и горьким зело, и рече: благослови убо и мене, отче** **Громким и жалостным воплем Исав** выразил не только скорбь о предвосхищенном благословении, но вместе – зависть и ненависть к брату. Но в словах его: **«благослови и мене отче»**, слышится еще надежда поправить свое положе­ние. Он полагает, что **Исаак** может благословение, препо­данное Иакову, перенести на него – **Исава**. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 34-37 **Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой** Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таинственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен поставлять благословение в зависимость от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, раз данное, неизменным). «Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходила от предков к потомкам, — что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени» (м. Филарет, Зап. на кн. Быт., II, 35). Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: «раб и все принадлежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава» (Beresch. rabb., s. 323). [<10>]