[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:38 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал** После того как сказал отец: //«и благослових его, и благословен будет»//, и изъяснил ему все благословение (данное Иакову), Исав говорит: благослови и меня, отче. Разве у тебя одно только и есть благословение? Разве не можешь ты удостоить своего благословения и меня, столь любимого тобою, первенца, которого послал ты на ловлю? Смутил он отца такими словами; **«умилившуся же**, – сказано, – **Исааку, возопи гласом Исав, и восплакася»**. Он увидел, что отец его в недоумении, и не может и не хочет переменить того, что уже сделано; и вот он к крику присоединяет плач, желая привести отца в большее сострадание. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал** См. Толкование на [[old:gen:27:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 27:18]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал** См. Толкование на [[old:gen:27:01#prp_efrem_sirin|Быт. 27:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. Ст. 38-40 **Рече же Исав ко отцу своему: еда едино есть благословение у тебе отче? Благослови убо и мене, отче. Умилившуся же Исааку, возопи гласом велиим Исав и восплакася. Отвещав же Исаак отец его, рече ему: се от тука земли будет вселение твое, и от росы небесныя свыше. И мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши. Будет же** [время], **егда низложиши и отрешиши ярем его от выи твоея** **Исав** не хочет примириться с мыслью, что его положе­ние непоправимо, и с плачем настаивает пред **отцом** дать ему хоть меньшее в сравнении с братом **благословение**. Плач сына тронул **отца**. Душа **Исаака** подвиглась с молит­вой к Богу об **Исаве**, и Господь, не переменяя о нем своего приговора, заключающегося в благословении Иакову, смягчает сей приговор следующим обещаниям **Исаву**, из­рекая оное устами Исаака: **«се от тука земли будет вселение твое и росы небесныя свыше»**: твоему потомству не суждено жить в той плодоносной стране, которую займут потомки Иакова, – она будет безраздельно принадлежать им. Но и та страна, которая будет местом вселения твоих потомков, не лишена плодородия, – она одна из стран, орошаемых росою небесною и наделенных тучною почвою. – Страна эта есть Идумея, простирающаяся на юг от Мертвого моря до Эланитского залива. Она гориста и камениста, но склоны гор и долины, особенно к востоку, по свидетельству путе­шественников, доселе обильны растительностью и влагой. Но сравнительно с народонаселением плодородие Идумеи незначительно, и потому жителям ее, потомкам** Исава**, надлежало искать средств пропитания не в одном земледе­лии, но и в других занятиях. Но по пророчеству **Исаака**, идумеи не изберут честных занятий, а будут жить войной и набегами на соседей и разбойническими нападениями на путешественников: **«мечем твоим жити будеши»**, – како­вую жизнь доселе ведут бедуины, живущие на месте древ­них идумеев и от них отчасти происходящие. – **«И брату твоему поработаеши. Будет же время, егда отрешиши ярем его от выи твоея»**. Дом **Исава** сначала был сильнее и многолюднее, нежели Иакова, когда Иаков возвращался из Месопотамии [[old:gen:32:11|(Быт. 32:11]], [[old:gen:33:15|33:15)]], и племя **Исава** – идумеи, имело старейшин и царей прежде Израильтян [[old:gen:36:start|(Быт. 36)]], но потом идумеи были побеждены Саулом [[old:1ts:14:47|(1 Цар. 14:47)]], порабощены Давидом [[old:2ts:08:14|(2 Цар. 8:14)]] и остались в подданстве у иудеев до Иорама, при котором отложилось, но при Амассии возвращены в подданство [[old:4ts:08:21|(4 Цар. 8:21]], [[old:4ts:14:07|14:7)]]. При Ахазе снова отложились [[old:1ts:16:06|(1 Цар. 16:6]], [[old:2par:28:16|2 Пар. 28:16)]], но за 129 лет до Р. X. Иоанном Гирканом снова покорены и даже принуждены к принятию обрезания (Иос. Флав.). Таким образом, история идумеев, то покоряемых потомками Иа­кова евреями, то свергающих ярем их, свидетельствует о точном исполнении предречения о них **Исаака**. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал** Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства — при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχθέντος), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его — в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие — лишь в степени политической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, [[old:mal:01:03|Мал. 1:3]]). [<10>]