[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:39 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 39-40 **И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей** Так как ты сам, говорит, желаешь получить от меня благословение, то знай, что для меня невозможно сделать противное воле Божией; впрочем и тебе я испрашиваю (от Бога) наслаждение **«от росы небесные»**; знай, что ты будешь вести военную жизнь. **«Мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши»**. Но слыша это, никто не должен удивляться, что Иаков после этого, страшась брата, делается странником, и удаляется в чужую (землю); никто, судя по такому началу, не должен думать, что пророчество не сбылось. Если Господь обещает что-нибудь, то, хотя бы мы и видели вначале какие-либо случаи, противные обетованиям, – не будем смущаться: ведь невозможно, чтобы (обетования Божии) совершенно не исполнились. А так бывает для того, чтобы праведники, во всех случаях более и более прославляясь, ясно всем нам показывали обилие силы Божией (в них действующей). И это ты можешь видеть в жизни каждого праведника, если со тщанием будешь рассматривать все повествования о них; так и теперь случилось. Не на то смотри, что (Иаков) тотчас обратился в бегство, но подумай о последующей его славе, – о том, что, по прошествии некоторого времени, этот самый, сделавшийся для него страшным, брат оказывает ему такое почтение; и после бедствий в чужой стране, он пришел в столь великую славу, что потомство его распространилось до бесчисленного множества и целый народ стал называться его именем. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше** См. Толкование на [[old:gen:27:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 27:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше** **Будет в местах обитания твоего тучность земли и роса небесная свыше**. Некоторые переводят сие место в знаменовании отрицательном: места обитания твоего чужды будут тучности земли и росы небесной свыше. Но и по первому переводу видно, что сие благословение менее подобного благословения Иаковлева. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше** Следует рассмотреть, имеет ли сказанное блаженным Исааком силу благословения или пророчества? Вот что он говорит: **от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше**. Действительно, впоследствии произошло так, что народ израильский поселился в земле Ханаанской, которую Иисус Навин разделил между ними (см. [[old:nav:01:start|Ис. Нав. гл. 1]]). А слова **и от росы небесной свыше** означают то, что пророки, подобно облаку, оросили их, открыв им слова Божии. //**О благословениях Исаака и Иакова**//. ===== Блж. Августин ===== **И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше** Почему же, будучи поруганным, Исаак благословил его? Теперь уже по необходимости, уже по принуждению отец сказал сыну:** вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше**. И затем, чтобы не думал о себе хорошо: //и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему//. Тем не менее, чтобы ты не отчаялся о себе, поскольку можешь исправиться: //будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго с выи твоей//. И вот, он получит //от тука земли и от росы небесной свыше//. Однако Исаак, будучи поруганным, не дает, но бросает ему свое благословение. Не случается ли и сейчас в Церкви такое, когда терпят злых людей, желающих внести беспорядок в церковную жизнь, и терпят ради мира, из необходимости сохранить мир допускают их к участию в общих для верующих таинствах? И подчас известно о них, что они злы, и лишь по случаю невозможно предать их суду: чтобы были понижены в звании, чтобы лишились его, чтобы были выгнаны вон, чтобы их отлучить. Если же кто настаивает на обвинениях, то это иногда ведет к проблемам для Церкви. Настоятель церковный тогда вынужден сказать следующее: «Вот, тебе твое //от тука земли и от росы небесной свыше//, пользуйся таинствами: ты ешь в осуждение себе, пьешь себе в осуждение. //Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем// ([[new:1kor:11:29|1 Кор. 11:29]]). Ты знаешь, что допущен к таинствам ради мира церковного: все, что имеешь ты в сердце, порождает разлад и разделение. Вот поэтому //ты будешь жить мечом твоим//. Ведь что до того, что ты получаешь// от тука земли и от росы небесной свыше//, - ты не будешь жить этим. Нет в этом тебе наслаждения, не сладок тебе Господь ([[old:ps:134:03|Пс. 134:3]]). Если бы ты наслаждался этим и Господь был сладок тебе, то ты подражал бы смирению Господа, а не гордыне диавола». Потому, сколько бы ни получал таинства смирения Господа от тука земли и от росы небесной свыше, не оставляет гордыни диавола, который всегда радуется распрям и раздорам (да не совершу я ничего такого!). - «Как бы ты ни участвовал в причащении //от тука земли и от росы небесной свыше//, ты все равно //живешь мечом твоим//, и от распрей с раздорами получаешь радость и страх. Поэтому измени себя - //свергни иго с выи твоей//!». //**Проповеди.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **Отвещав же Исаак отец его, рече ему: се от тука земли будет вселение твое, и от росы небесныя свыше** См. Толкование на [[old:gen:27:38#ep_vissarion_nechaev|Быт. 27:38]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 39-40 **И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей** //«Жить мечом»// — жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, — такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля [[old:gen:36:31|(Быт. 36:31)]]. Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома [[old:1ts:14:47|(1 Цар. 14:47)]], а при Давиде все идумеи сделались рабами [[old:2ts:08:14|(2 Цар. 8:14)]], а затем, исключая отдельные восстания при Соломоне [[old:3ts:11:14|(3 Цар. 11:14)]], Ахазе [[old:4ts:14:07|(4 Цар. 14:7)]] и др., после разрушения остатков Едома [[old:am:09:11|(Ам. 9:11–12]]; [[old:ier:49:17|Иер. 49:17)]], наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» — по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то Едом сверг с себя иго его», — и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев. [<10>]