[<10>] ====== Толкования на Быт. 28:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** См. Толкование на [[old:gen:28:10#svt_ioann_zlatoust|Быт. 28:10]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** Иаков, когда спал, положил камень под голову и во сне увидел доходящую до небес лестницу, на которой стоял Господь. Подумайте, братья, как много таинств в этом месте. Иаков - образ Господа нашего Спасителя; и //камень//, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: //всякому мужу глава Христос// ([[new:1kor:11:03|1 Кор. 11:3]]). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков //возлил елей// на камень (см. [[old:gen:28:18|Быт. 28:18]]). Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает «помазанник». //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** См. Толкование на [[old:gen:28:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 28:10]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** **Пришел на одно место** и проч. Место сие было близ города Лузы; называвшегося потом от сего самого места //Вефилем// [[old:gen:28:19|(Быт. 28:19)]], лежавшего в таком расстоянии от Беэр–шавы, какое человек, не обремененный много, может перейти в один день. Итак, Иаков, совершив первое дневное путешествие, проводит ночь на том месте, где она его застала; и здесь‑то Бог его напутствует откровением. Удивителен подвиг Иакова, который имеет отца богатого, в дальний и опасный путь вступает один [[old:gen:32:10|(Быт. 32:10)]], неся на себе дорожный запас [[old:gen:28:18|(Быт. 28:18)]], и проводит ночь в пустом месте. Дабы утаиться от Исава, он выходит из отеческого дома без сопутников; будучи же без сопутников, не смеет поручить себя странноприимству Хананеев, но совершенно вверяет себя единому Богу. ...Положить камень в возглавие, продолжает тот же учитель, значит утвердиться во Христе. Между тем как полагающие главу на земле блуждают в темных и суетных мечтаниях, утвержденный во Христе полагает как говорит Пророк, //в сердце своем восхождения// [[old:ps:083:06|(Пс. 83:6)]] или степени добродетелей, по которым его помыслы и чувствования непрестанно восходят в любви Божественной и непрестанно нисходят в смирении [[old:gen:28:12|(Быт. 28:12)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-13 **Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** Иаков шел целый день и ночевал в пути. И когда наступил вечер, вместо возглавия, какое употреблял в куще матери своей, положи в возглавие себе камень **и спа... И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней**. В образе лествицы показано было Иакову восхождение и нисхождение Ангелов над ним, когда он спал, и давалось уразуметь, что охраняется он не только во время бодрствования, но и когда спит, ибо тогда Ангелам повелено восходить и нисходить над ним для его охранения. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** В то время, когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, он пришел в Луз (см. [[old:gen:28:19|Быт. 28:19]]) и там, как сказано, //положил себе камень изголовьем//. Камнем под его головой был Христос. Никогда ранее он не клал себе под голову камня, только в тот момент, когда бежал от преследователя... до тех пор, пока пребывал в доме своего отца и имел утешения плоти, не клал под голову камня. Он покинул свой дом бедным, с одним только посохом, и тотчас, в ту же ночь, нашел камень и //положил себе изголовьем//. Поскольку имел такую подушку для отдыха, то представьте себе его видение. //И увидел//, говорится,// во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней//. Он видел ангелов, спускающихся с неба на землю, и других ангелов, восходящих от земли на небо. Хотите ли знать, почему этот камень под головой Иакова был Христос, //камень краеугольный?// ([[old:is:28:16|Ис. 28:16]]) //Камень, который отвергли строители, соделался главою угла// ([[old:ps:117:22|Пс. 117:22]]; [[new:mf:21:42|Мф. 21:42]]; [[new:mk:12:10|Мк. 12:10]]; [[new:act:04:11|Деян. 4:11]]; [[new:1pet:02:07|1 Пет. 2:7]]). Камень этот, о котором написано в Книге Царств, называется //Авен-Езер// ([[old:1ts:07:12|1 Цар. 7:12]]), и камень этот - Христос. //Авен-Езер// в переводе означает «камень помощи». Сказано далее, что утром Иаков пробудился. И что же он сказал? //Это не иное что, как дом Божий//. И что же он сделал? //И взял камень//, говорится,// и возлил елей на верх его// ([[old:gen:28:18|Быт. 28:18]]). И если мы не постигли тайну Писания, то какой был смысл в том, что он возлил елей на камень? //**Трактат на Псалмы.**// ===== Епископ Виссарион (Нечаев) ===== XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы. **И обрете место и успе тамо, зайде бо солнце: и взя от камения места [того], и положи в возглавие себе, и спа на месте онем** Место, где заночевал Иаков, было близ ханаанского города Лузы [[old:gen:35:06|(Быт. 35:6)]] и названо им Вефилем, т.е. домом Божиим, в память Богоявления, которого, как сейчас уви­дим, он сподобился в этом месте. Впоследствии, когда Луза завоевана была евреями, она по соседству с местом этого Богоявления переименована была ими в Вефиль [[old:gen:35:09|(Быт. 35:9)]]. Вефиль лежит к северу от Иерусалима, в 15 верстах от него, а от Вирсавии в 60 верстах. Иаков мог совершить столь значительный дневной переход не иначе, как поднявшись в путь рано утром, что сделано, вероятно, для того, чтобы не быть замечену Исавом. Иаков, застигнутый в поле ночью, не пошел искать ночлега в соседнем городе, потому ли, что по недоверию к хананеям не заблагорассудил вру­чить себя их гостеприимству или, вернее, потому, что хотел оставаться под охраной одного Бога, своего Защитника и Покровителя. Ночуя среди поля, он мог опасаться нападе­ния разбойников и хищных зверей; но его не покидала надежда на сего Всемогущего Защитника. Утомленный длинным переходом и зноем дня, он спокойно заснул на камне, который положил себе в изголовье. Ночная роса, обильная в жаркой стране, смочила верхнюю одежду и члены его, но не обеспокоила, а только освежила его. **//Толкование на паремии из книги Бытия//** ===== Лопухин А.П. ===== **и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте** Место остановки Иакова, названное им именем Вефиль, лежит в 12// римских милях// от Иерусалима, на пути в Сихем; Иаков мог идти до этого места не один день (по раввинам, Иаков был «сыном дня», т. е. в день выхода из Вирсавии прибыл в Харран, что, конечно, невероятно). Слав.: //обрете// место точнее отвечает евр. //pаgа// (и греч. ἀπαντάω). Талмудисты понимают это выражение о //молитве// Иакова и именно на основании данного стиха приписывают Иакову введение //вечерней// молитвы (Исааку — дневной //минха//, на основ. [[old:gen:24:63|Быт. 24:63]]; а Аврааму — утренней); самое место отождествляют с местом жертвоприношения Исаака. В этих домыслах верна лишь мысль, что Иаков находился в молитвенном настроении. Ночевал он, без сомнения, на открытом месте, так как избегал общения с хананеями после только что полученной заповеди отца — не вступать с ними в родственные отношения (ст. 1). [<10>]