[<10>] ====== Толкования на Быт. 28:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему** Посмотри же на этого праведника, который лежит на голой земле и созерцает видение, а лучше – удостаивается явления самого Бога. Усматривай здесь дивное попечение человеколюбца Бога. Он видел, что Иаков, по совету матери, страшась брата, предпринял это странствование, и совершает путь, как какой-нибудь скиталец, не имея ни откуда никакого утешения, но во всем полагаясь на помощь свыше; и тотчас, в самом начале пути, желая укрепить его стремление, является ему и говорит: **«аз есмь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака»**. Я сделал то, что и патриарх и отец твой достигли столь великой славы; а потому **«не бойся»**, но веруй, что Я, исполнивший данные им обетования, удостою и тебя Моего промышления. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 54.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Иаков отправился в путь, уснул - что свидетельствует о спокойствии духа - и увидел Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих. То есть он предузрел Христа на земле, к Которому спускается и поднимается тьма ангелов, чтобы оказать службу своему Господу в рабстве, полном любви (ср. [[new:in:01:51|Ин. 1:51]]). //**Об Иакове и блаженной жизни.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Смотрите и внимайте, каково величие происходящего: и спящий Иаков, и Господь, опершийся на лестницу, являются прообразами Христа. Когда наш Спаситель, говоря о Нафанаиле, упомянул благословенного Иакова, Он сказал: //вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства// ([[new:in:01:47|Ин. 1:47]]; ср. [[old:gen:32:28|Быт. 32:28]]), а дальше добавил: //отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому// ([[new:in:01:51|Ин. 1:51]]). В Евангелиях же Господь учил относительно Себя тому самому, что Иаков видел во сне: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Если Ангелы Божии нисходили к Сыну, поскольку Он был на земле, то как может быть, что те же ангелы восходили к Сыну Человеческому, если только Он не на небе? Так что Он Сам спал в Иакове, но и с неба тоже Сам взывал к Иакову. //Все это//, говорит апостол,// происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков// ([[new:1kor:10:11|1 Кор. 10:11]]). Внимательно посмотрите, братья, на то, как Ангелы Божии восходят к Сыну Человеческому на небе и нисходят к тому же Сыну на земле. Когда проповедники Божии возвещают глубокие и сокрытые истины Священного Писания, доступные только совершенным, они восходят к Сыну Человеческому; когда же они проповедуют о нравственном совершенствовании, что понятно всем людям, они нисходят к Сыну Человеческому. Апостол так говорит: //Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей// ([[new:1kor:02:06|1 Кор. 2:6-]][[new:1kor:02:07|7]]). Когда апостол говорил эти слова, он, без сомнения, восходил к Сыну Человеческому. Но когда он говорил: //Бегайте блуда// ([[new:1kor:06:18|1 Кор. 6:18]]); когда говорил:// не упивайтесь вином, от которого бывает распутство// ([[new:ef:05:18|Еф. 5:18]]); и когда заключал, что //корень всех зол есть сребролюбие// ([[new:1tim:06:10|1 Тим. 6:10]]), то в этих словах он нисходил, словно Ангел Божий, к Сыну Человеческому. Так же он восходил, когда говорил: //о горнем помышляйте, а не о земном// ([[new:kol:03:02|Кол. 3:2]]). Но когда он учил: //Отрезвитесь, как должно, и не грешите// ([[new:1kor:15:34|1 Кор. 15:34]]), когда проповедовал другие истины, относящиеся к нравственному наставлению, он нисходил; предлагая молоко учения, как кормилица детям (ср. [[new:1kor:03:02|1 Кор. 3:2]]; [[new:evr:05:12|Евр. 5:12-]][[new:evr:05:13|13]]; [[new:1sol:02:07|1 Фес. 2:7]]), он говорил слова, которые может усвоить и невежда. Итак, в таком смысле есть нисхождение и восхождение к Сыну Человеческому, потому что твердая пища предлагается совершенным, в то время как молоко учения не отвергается даже младенцами. Благословенный Иоанн тоже восходил, когда говорил: //В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог// ([[new:in:01:01|Ин. 1:1]]) - этими словами он совершил достаточно высокое восхождение. Но поскольку Ангелы Божии не только восходят, но и нисходят, то, обращаясь к младенцам, он сказал: //И Слово стало плотию, и обитало с нами// ([[new:in:01:14|Ин. 1:14]]). Если спящий на земле Иаков был образом Господа, то как же Господь мог на небе //стоять// и// опираться// ([[old:gen:28:13|Быт. 28:13]]) //на лестницу//? Как Господь Христос мог быть виден и на вершине лестницы на небе, и в благословенном Иакове на земле? Послушайте, как Сам Христос говорит, что Он и на небе, и на земле: //Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах// ([[new:in:03:13|Ин. 3:13]]). Заметьте, это Сам Господь говорит, что Он и на небе, и на земле. Братья возлюбленные, мы исповедуем Христа Господа главою Церкви; если же это верно, то Он на небе относительно главы и на земле относительно тела. Наконец, когда благословенный апостол Павел был гонителем Церкви, Христос вопрошал с неба: //Савл, Савл! что ты гонишь Меня?// ([[new:act:09:04|Деян. 9:4]]) Ведь Он не сказал: «Что ты преследуешь слуг Моих?», как не сказал: «Что ты гонишь членов Моих?», но: //что ты гонишь Меня?// И теперь, когда наступают нам на ногу, язык восклицает: «Ты наступил на меня!» - хотя на язык вовсе нельзя наступить, то есть в силу согласия чувств голова восклицает за все члены тела. Таким образом, Иаков спал и видел на вершине лестницы Господа, Который на нее опирался. А что же значит опираться на лестницу, как не висеть на кресте? Обратите внимание, братья, что, когда Он висел на древе креста, Он молился за евреев (ср. [[new:lk:23:34|Лк. 23:34]]), - и вы поймете, Кто, опираясь на лестницу Иакова, восклицал с неба. Но почему произошло это в пути, прежде чем Иаков нашел жену? Потому что Господь наш, истинный Иаков, сначала на лестнице, то есть на кресте, умер, а затем обручил Себе Церковь. Сначала Он дал ей залог Своей крови, чтобы затем дать в приданое Свое Царство. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Я полагаю, что //лестница// есть направленное вверх и вниз движение святых духов, //посылаемых на служение для тех, которые имеют наследовать спасение// ([[new:evr:01:14|Евр. 1:14]]). А на этой лестнице //стоит// Христос, так что Его достигают святые духи и имеют Его Наставником, не как сообразного им, но как Бога и Господа. И пророк Давид негде сказал всякому человеку, который избрал для себя жизнь в помощи Всевышнего: //ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона// ([[old:ps:090:11|Пс. 90:11-13]]). И действительно, мы //наступаем на змей и скорпионов и на всю силу вражью// ([[new:lk:10:19|Лк. 10:19]]), после того, как Христос дал нам такую власть. Итак, те, кто во Христе, достойны боговидения и дерзновения, поскольку Христос всюду пребудет с ними, будет их защищать и сохранять и сделает их плодоносными. Ибо Он говорит: //се, Я с вами во все дни до скончания века// ([[new:mf:28:20|Мф. 28:20]]). Всякому, конечно, ясно, что блаженные ученики разбогатели и стали отцами бесчисленных народов (см. [[old:gen:28:03|Быт. 28:3]]), я имею в виду, отцами по вере в Христа и как бы по духовному рождению. И апостол Павел ясно говорит об этом тем, которые уверовали благодаря ему: //Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием// ([[new:1kor:04:15|1 Кор. 4:15]]). Поэтому их потомство по своему числу стало равным количеству песка и распространилось к востоку и к западу, направо и налево, то есть к югу и к северу. //**Искусные толкования на Пятикнижие.**// См. также Толкование на [[old:gen:28:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 28:10]] ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Трезвение пробуждает сердце и просвещает его и когда тело бодрствует, и когда оно спит, по словам [Соломона]: //"Аз сплю, а сердце мое бдит"// [[old:pp:05:02|(Песн. 5:2)]]. Свидетельствует об этом и Иаков: покинув свою землю, [по дороге] прилег на землю и увидел [во сне] лестницу, по которой восходят и нисходят Ангелы [Божии]. Ведь когда душа, отправившись в странствие с органами чувств, простирается в благомыслии смиренномудрия, словно на подвижническом ложе, то владычественное начало свое возлагает, словно главу, на камень, на веру Христову, тогда чувства тела спят, не будучи заняты попечением о насущных [вещах], а сердце бодрствует, делая неусыпным око души. Тогда хранение мысли представляется как лестница, воспаряющая горе, по которой помыслы, труждающиеся над добродетелями и простирающиеся к ведению горних [вещей], восходят и снова нисходят, смиряемые немощью естества. **//Слова о трезвении. Его же Слово о бдении и молитве.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** **Вот лестница** и проч. В сем Божественном явлении должно прежде познать Явившегося, дабы потом уразуметь образ явления. Некоторые толкователи (Grot. Calm. Ιο; Cler.) думают, что один из Ангелов высшего чина представлял здесь лицо Господа между прочими Ангелами, но священное повествование нимало не благоприятствует сей догадке; ибо в нем Господь совершенно отделяется от Ангелов. Иисус Христос, беседуя с истинным израильтянином Нафанаилом и обещая ему непрерывное Божественное видение, подобное Иаковлеву сновидению, ощутительно поставляет Себя самого началом и того, и другого: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к (επι*) Сыну Человеческому [[new:in:01:51|(Ин. 1:51)]]. Но если явившийся Иакову был Сын Божий, Который есть вкупе и Сын человеческий, весь образ явления должен представлять какое‑либо Ему принадлежащее свойство или действие. Итак, лестница, стоящая на земле и касающаяся небес, может означать Его воплощение или Божественное человечество, посредством которого земля соединяется с небом, тварь с Творцом, человек с Богом; и которая после отпадения Адамова от первобытного соединения с Богом есть единый возвратный, //новый и живый путь к Престолу Благодати// [[new:evr:10:20|(Евр. 10:20]]; [[new:evr:04:16|Евр. 4:16)]]. Восхождение и нисхождение Ангелов по лестнице образует или собственно действие Ангелов, посылаемых //в служение для тех, которые должны наследовать спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]], восходящих к Господу для приятия от Него повелений и нисходящих на землю для исполнения их; или, по всеобщему понятию лестницы, всеобщую постепенность тварей, которые //в Сыне Божием, яко своем начале, от Которого все// [[new:evr:02:10|(Евр. 2:10)]], обретая и свой конец, для Которого все нисходят в любви Его, дабы простирать ее благотворные влияния от высших на низшие степени, и восходят в своем совершенствовании; или, наконец, по отношению к тайне воплощения, служение сей тайне всех богоносных патриархов, из которых некоторые, как, например, Сиф, Ной, Авраам, Исаак, во время открытия сей тайны Иакову, уже возвратились или возвращались с земного поприща к Богу, а некоторые, как Иуда, Давид, Соломон, как бы еще нисходили от Бога и готовились явиться на земле, предшествуя Сыну человеческому, который, по предопределению, с небесной высоты Своей, также долженствовал по степеням их рождений //снити к собственому земному рождению//. Таким образом, видение лестницы прежде слов откровения внушало уже Иакову, что он, будучи в опасном отлучении от общества человеческого, вступает между тем в спасительное общение с вышними силами и обретается под непосредственным охранением Господа Богочеловека, Коего тайне сохранением и продолжением обетований послужить должен. То же излагается потом и словами откровения. *Что предлог επι имеет сие, приличнейшее в сем месте значение, на сие есть примеры. [[new:mk:05:21|Мк. 5:21]]; [[new:lk:23:01|Лк. 23:1]]; [[new:in:19:33|Ин. 19:33]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** <...> послушные дети по праву наследства обыкновенно получают от родителей своих богатство, благословение и даже самые их добродетели. Молитвы, которые воссылают послушные дети к Богу, подобны молитвам их родителей: они делают их наследниками добродетелей, которыми украшаются родители их. Так, молитвы Иакова во всём подобны были молитвам его родителей, и потому благословение Божие, данное родителям его, перешло и на него и он удостоился видеть ту духовную **лествицу**, по которой восходили и нисходили Ангелы. Но прежде, нежели он получил благословение своих родителей, не видел ни одного Ангела; получив же родительское благословение, увидел Ангелов и был благословлен ими. Истинные и благоразумные дети знают, что они не могут иметь никакой добродетели, если не получат благословения от своих родителей. Посему они стараются оказывать послушание родителям и просят их, чтобы они благословили их, потому что родительское благословение дает им возможность видеть полки Ангелов и через то укрепиться навсегда в добродетели. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** См. Толкование на [[old:gen:28:11#prp_efrem_sirin|Быт. 28:11]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** //Что означает лестница, которую увидел Иаков, и кто суть нисходящие и восходящие ангелы?// Мы полагаем, что лестница — это благочестие пред Богом. Ангелы же нисходящие и восходящие [означают следующее]: восходящие — логосы добродетелей, через нас возвышаемые, а нисходящие — логосы знания, спускающиеся по причине возвышения наших добродетелей. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Августин Иппонский ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Что он тогда увидел на лестнице? Ангелов восходящих и нисходящих. Такова и Церковь, братья: ангелы Господа - это хорошие проповедники, проповедующие Христа, то есть они к Сыну Человеческому восходят и нисходят. Каким образом они восходят и как нисходят? От одного у нас имеется образец - послушай апостола Павла: то, что в отношении его обнаружим, тому поверим и в отношении других проповедников истины. Взгляни на Павла восходящего: //Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать// ([[new:2kor:12:02|2 Кор. 12:2-4]]). Послушал о восшедшем, послушай и о нисшедшем: //И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею// ([[new:1kor:03:01|1 Кор. 3:1-]][[new:1kor:03:02|2]]). Тот, кто восшел, нисшел. Спроси, куда восшел? - //До третьего неба//. Спроси, куда нисшел? - Я сделался малым, - говорит он: //мы были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими// ([[new:1sol:02:07|1 Фес. 2:7]]). //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Посмотрите на нашего аскета [Иакова]: он бежал от очень жестокого человека, он спасался от своего брата и нашел помощь в камне. Этот камень есть Христос. Этот камень - опора для всех, кто подвергается гонению; но для неверующего иудея это //камень преткновения и камень соблазна// ([[new:rim:09:33|Рим. 9:33]]; [[old:is:08:14|Иc. 8:14]], [[old:is:28:16|28:16]]). Сказано: //И увидел Иаков там лестницу, стоящую на земле, а верх ее касается неба; и на небе Господь стоит на ней... И увидел ангелов восходящих и нисходящих по ней//. Заметьте, что сказано: он видел ангелов //восходящих//: он видел возносящегося Павла. Он видел ангелов //нисходящих//: Иуда-предатель низринулся (ср. [[new:act:01:18|Деян. 1:18]]). Он видел ангелов //восходящих//: святых людей, поднимающихся от земли на небо (ср. [[new:otkr:11:10|Откр. 11:10-12]]). Он видел ангелов //нисходящих//: диавола, демонов и его воинство, низвергнутое с неба (ср. [[new:otkr:20:01|Откр. 20:1-3]]). И это огромная трудность, восходить от земли на небо. Ведь мы легче падаем, нежели поднимаемся. Для нас легче падать, ибо в восхождении - огромный труд и много пота. И если я буду стоять на первой ступени, то сколько мне еще останется до небес? И если буду затем на второй, на третьей, на четвертой, на десятой ступени, то какая мне польза, если не достигну вершины? Допустим, для меня эта лестница состоит из пятнадцати ступеней и я дошел до четырнадцатой: но если не достигну пятнадцатой, то что мне пользы, что дошел до четырнадцатой? Если же дойду до пятнадцатой и упаду, то б//о//льшее восхождение станет для меня и б//о//льшим падением. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы. Ст. 12-13 **И сон виде: и се, Лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней и рече: Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему** Сам Иаков, по пробуждении от сна, признал бывшее ему во сне видение за Божественное откровение [[old:gen:28:16|(Быт. 28:16-19)]]. Откровение во сне укрепило его в надежде на Бога, какую он имел в бодрственном состоянии. **Лествица**, со­единявшая небо с землей, верхним концом достигавшая до небесного свода, нижним упиравшаяся на земле близ места ночлега Иаковлева, – знаменовала непрерывающееся об­щение мира духовного с избранниками Божиими на земле. Явление Бога, Владыки неба и земли, ангелов и человеков, наверху **Лествицы**, показывало, что Сам Бог с высоты свя­тыя Своея призирает на землю и Своим всемогущим по­кровом осеняет людей, подобно Иакову уповающих на Него и преданных Ему. Восхождение и нисхождение анге­лов по **Лествице** являло в них слуг Божиих, //посылаемых на землю для служения имеющим наследовать спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]]: одни из ангелов нисходят к людям для исполнения повелений Божиих относительно них, другие восходят от земли к Богу с отчетом об исполнении сих повелений и для принятия новых. Таким образом, видение **Лествицы**, на вершине которой стоял Бог и по которой восходили и нисходили ангелы, должно было укрепить в Иакове убеж­дение, что он находится под особенным покровительством Божиим и под защитой Сил небесных. Кроме того, в ви­денной Иаковом **Лествице** предуказана тайна искупления. Грех расторгнул тесный союз человека с Богом и с верными Его слугами – ангелами. Чрез воплощение Сына Божия и все Его искупительные действия, как бы чрез **Лествицу**, небо снова соединилось с землей, Бог – с человеками, снова водворился на земле мир с Богом и открылся путь к небу странникам земли. В этом именно смысле разуметь Иаковлево видение научил нас Господь Иисус Христос, когда в беседе с Нафанаилом обещал ему, что он очами веры //«узрит небо отверстое и ангелов Божиих, восходящих [на небо] и нисходящих к Сыну Человеческому» и в лице Его ко всем искупленным людям// [[new:in:01:51|(Ин. 1:51)]]. ** «Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся»**. Сими, объ­ясняющими видение **Лествицы** словами Господь укрепляет Иакова к мужественному перенесению дальнейших, пред­стоящих ему трудностей путешествия и долговременного пребывания вдали от родины, внушая ему, что будет так же близок и милостив к нему, как был близок и милостив к деду его **Аврааму**, и как доселе близок и милостив к отцу его **Исааку**. **«Земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему»**. Это обетование, данное **Аврааму и Исаа­ку**, и теперь повторенное Иакову, весьма отрадно было для него в его положении. Он теперь был только странником в Ханаанской земле, не имел никакой собственности на ней, и даже, когда возвратится в нее чрез 20 лет, будет жить в ней как чужестранец; но вот Господь ему обещает, что вся эта земля будет во владении его потомства, что его потомки будут полновластными господами той страны, в которой теперь нет для него безопасного пристанища. Надежда на исполнение сего обетования в потомстве для родоначаль­ника приятна не меньше, как если бы он сам дожил до времени этого исполнения. **//Толкование на паремии из книги Бытия//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Лестница, виденная Иаковом, - это Церковь, рождение которой на земле, а //жительство - на небесах// ([[new:fil:03:20|Фил. 3:20]]). По ней// восходят и нисходят ангелы//, когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности [Христа], в другое - возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они //восходят//, когда обращаются разумом к горнему, и //нисходят//, когда наставляют слушателей в том, как жить на земле. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Иаков Афраат ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Отец наш Иаков помолился в Вефиле и увидел открытыми небесные врата и лестницу, поднимавшуюся до небес. То, что видел Иаков, есть образ нашего Спасителя. Врата небесные есть никто иной, как Христос, поскольку Он Сам говорит: //Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется// ([[new:in:10:09|Ин. 10:9]]). И также Давид говорит: //Вот врата Господа; праведные войдут в них// ([[old:ps:117:20|Пс. 117:20]]). Лестница, которую видел Иаков, есть также образ нашего Спасителя, ибо Им восходят праведники от нижних к вышним. Но также она является образом креста нашего Спасителя, Который был воздвигнут подобно лестнице, и действительно Господь стоит наверху ее. Ибо выше Христа лишь Господь всяческих, как сказал блаженный апостол: //Христу глава - Бог// ([[new: 1kor:11:03|1 Кор. 11:3]]). //**Тахвиты.**// ===== Хроматий ===== **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней** Итак, Воскресением Христа был открыт путь. Поэтому не без основания патриарх Иаков повествует, что он видел в том месте //лестницу, верх //которой// касался неба, и Господь опирался на нее// ([[old:gen:28:13|Быт. 28:13]]). Лестница, утвержденная на земле и касающаяся неба, есть крест Христов, через который нам открыто место на небесах и который истинно ведет нас к небесам. На этой лестнице утверждено множество ступеней добродетели, по которым совершаем мы свое восхождение к небесам: вера, справедливость, целомудрие, святость, терпение, благочестие и другие добродетели составляют ступени этой лестницы, по которым, если поднимаемся уверенно, без сомнения, достигнем небес. И правильно следует понимать лестницу как образ Господня креста, поскольку, как лестница охватывается двумя вертикальными подпорами, так и крест Господа охватывается двумя Заветами, содержа в себе ступени небесных заповедей, посредством которых мы восходим на небо. //**Проповеди.**// ===== Свт. Андрей Критский ===== //Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.// //**Великий канон, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 4.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-15 **И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе** Бедственное и тревожное состояние Иакова является благоприятным условием для принятия им первого откровения (во сне). Откровение это прямо отвечало насущным потребностям Иакова: 1) утвердиться в вере в божественные обетования Аврааму и Исааку и 2) получить уверение в личной безопасности со стороны Исава и других возможных бедствий. То и другое дается Иакову в словах Господа [[old:gen:15:13|ст. 13–14]], причем здесь дается и высшее обетование о благословении в потомстве избранных Богом патриархов; впрочем, «Иакову не открывается всей будущности израильского народа, как Аврааму [[old:gen:15:13|(15:13)]], мужу твердому духом…» (//Г. К. Властов//, Священная летопись, СПб. 1878, 1, 253). Характер всего видения Иакова соответствует тому кругу воззрений, в которых жил и вращался будущий патриарх народа Божия. В целой картине видения — 3 элемента (внешним образом выделяющиеся через троякое «вот», евр. //hinneh//). 1) Лестница от земли до неба, как выражение тесной связи земли с небом: утешительная для человека истина, что он не предоставлен на земле одним мировым силам, но имеет доступ на небо и помощь оттуда! Правдоподобно сообщение Гункеля (s. 289), что представление о небесной лестнице было распространено на древнем Востоке, особенно в Египте (лестница Гатора, по которой восходят к небу души умерших); но ложно утверждение названного ученого, что видение лестницы не имеет никакой связи с остальной историей Иакова. Связь, напротив, весьма тесная. 2) Ангелы восходят и нисходят по лестнице, т. е. возносят мольбы, мысли, попечения и проч. человека к Богу, с другой стороны низводят на человека разные виды милости Божьей. Талмуд и Мидраш (Beresch. г., 333) понимают «восхождение» и «нисхождение» в том смысле, что Ангелы, сопровождавшие Иакова во время путешествия его по Ханаану, взошли на небо, а другие Ангелы, имевшие сопровождать Иакова в Халдею, сошли с неба на землю; некоторой опорой этого толкования служит упоминаемое в [[old:gen:32:01|Быт. 32:1–2]] усиленное ополчение («маханаим») Ангелов. Ст. 12 признается классическим свидетельством веры ветхозаветной в бытие и деятельность Ангелов, как посредников между Богом и людьми (ср. [[new:in:01:51|Ин. 1:51]]). 3) Но это посредство Ангелов не исключает и непосредственного действия Бога на Своих избранников: Иегова, как Бог завета или Ангел Иеговы. **//Толковая Библия.//** [<10>]