[<10>] ====== Толкования на Быт. 28:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал** См. Толкование на [[old:gen:28:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 28:10]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал** **Точно Господь на месте сем! А я не знал!** Сюда относится замечание Кирилла Александрийского (L. VI), что патриархи не имели чистого понятия о вездеприсутствии Божием. Но восклицание Иакова относить можно вместо неведения к его смирению. Не смея относить откровения к достоинству своего лица, он относит оное к преимуществу места, избранного Богом (иногда сам Бог возвещал таковую святость мест [[old:ish:03:05|Исх. 3:5]]; [[old:nav:05:15|Нав. 5:15]]); и с уничижением исповедует свою простоту и невнимание в том, что прежде не помыслил о толикой близости Божества. ...Сон Иакова в Вефиле, по изъяснению Григория Великого (Moral. L. V, с. 22), есть образ даруемого Богом мира, в котором душа, упразднясь от смятения страстей, почиет так, что может сказать с оною невестою: «Я сплю, а сердце мое бдит [[old:pp:05:02|(Песн. 5:2)]]. Я сплю вне, и все земное, меня окружающее, вменяю за призрак и мечту; но бодрствую внутрь и берегусь, чтобы не воздремать пред лицем Божиим». //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 16 **Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!** Ст. 18-20 **И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться** Ст. 22 **то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть** **И рече Иаков:** "Подлинно **есть Господь на месте сем,** и Он охраняет меня; **аз же не ведех**". Елей же, который возлия Иаков верху столпа, был взят в соседнем селении или принесен им с собой. И елей, излиянный Иаковом на камень, изображал тайну сокрытого в нем грядущего Христа.** И прозва Иаков имя месту тому** Вефиль, то есть дом Божий, как и ранее называл он. **И положи... обет** над камнем,** глаголя: аще будет Господь Бог со мною... и даст ми хлеб... и ризы... и камень сей... будет ми дом Божий, и от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе**. В камне же изображалась тайна Церкви, которой воздаются обеты и приношения всех народов, вошедших в нее. ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы. **И воста Иаков от сна своего и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех** **«Аз же не ведех»**. Иаков, без сомнения, веровал в вездеприсутствие Божие, верил и тому, что Господь на каждом месте может особенным образом открыть свое присутст­вие; но в сонном состоянии Иакову не приходило на мысль, что видение, которое было ему во сне, дано было ему на чистом поле, во время пути, вдали от родного крова: он убежден был тогда, что продолжает жить дома. Только по пробуждении он уверился, что он не дома, что Господь явился ему на пути в чужую сторону, на том самом месте, на котором он ночевал. **//Толкование на паремии из книги Бытия//** ==== Лопухин А.П. ===== **Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал** Выражая свое глубокое впечатление от чудесного видения, Иаков высказывает, что доселе он не думал, чтобы Бог являл Свое присутствие не на освященных только жертвами местах, но и в обитаемых язычниками местностях. Возможно, впрочем, видеть здесь выражение несовершенной еще веры в вездеприсутствие Божье (как понимает восклицание Иакова святой Кирилл Александрийский). [<10>]