[<10>] ====== Толкования на Быт. 28:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные** Пораженный Великим человеколюбием Божиим, праведник убоялся и сказал: **«несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная»**: это место я теперь буду почитать домом Божиим. Удостоившись такого явления и видев самые, так сказать, врата небесные, я по справедливости должен принести здесь должное благодарение Господу. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 54.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные** См. Толкование на [[old:gen:28:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 28:10]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные** **И убоялся**. Новый знак смирения, которое и приемлет дары от Бога и даже радуется Ему с трепетом. **Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные**. Наименования сии как произошли, так и объясняются из сравнения владычества Божия с царством или градом. По обычаю древних, два места в городе могли называться собственно царственными: дом, где царь обитает, и градские врата, где он своему народу является с сильными своими для производства дел правления. Применяясь к сему образу, Иаков называет место откровения домом Божиим, по истинному и близкому присутствию явившегося Господа, и вратами небес, по явленному соединению вышних и нижних сил и царственному действию Провидения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы. **И убояся и рече: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная** **"И убояся"**. Ощутил страх вследствие убеждения, что видение во сне было не мечтательное, а послано от Бога. **«И рече: страшно место сие»**, – т. е. вот и еще место, которое Господь освятил Своим явлением, на котором явил особен­ную близость ко мне, и которое потому, как и все другие места, ознаменованные явлениями Господа Аврааму и Иса­аку, достойно особенного благоговения. **"Несть сие** [это не иное что], **но дом Божий»**: с сих пор это не простое место, но дом Божий, как бы дворец, где Господь, Царь неба и земли, благоволил временно утвердить Свой престол. **«Сия врата небесная»**: здесь Сам Господь явился среди сонма слуг Своих, небесных Сил, и изрек мне милостивое слово Свое, как земные владыки являются среди народного со­брания, бывающего обыкновенно у городских ворот, и объявляют здесь свои повеления и приговоры. Почему паремию о видении Иаковом Лествицы поло­жено читать в Богородичные праздники? Потому что со­держание паремии имеет некоторое отношение к Богоро­дице. Так, Лествица, виденная Иаковом, образовала, как мы заметили, тайну воплощения Сына Божия, чрез которое небо, вход куда закрыт был грехом человека, соединилось с землей. Но Пресвятая Дева послужила сей непостижимой тайне тем, что от пречистых Ее кровей воплотился Сын Божий, и потому Лествица предызображала не только во­площенного Сына Божия, //чрез Коего мы имеем доступ к Отцу// [[new:ef:02:18|(Еф. 2:18)]], но и земную Матерь Его, имеющую ма­тернее дерзновение к Нему и Своим ходатайством пред Ним облегчающую нам сей доступ. Вот почему в церков­ных песнопениях Богородица именуется «лествицею воз­высившею всех от земли благодатию, – мостом, предводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (акаф. кан. п. 4. икос 2), или прямо называется лествицею Иаковлевою: «Радуйся Лествице высокая, юже Иаков виде». – «Лестви­цу древле Иаков тя образующую виде и рече: степень Божия сия» (акаф. Богор. стихира 1 и марта 25 кан. Богород., п. 9). **//Толкование на паремии из книги Бытия//** ===== Лопухин А.П. ===== **И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные** Мысль эта, однако, без нужды утрируется, когда утверждают (Гункель), что святость места здесь понимается исключительно объективно, т. е. приурочивается исключительно к самому месту. Известно, что и Бог иногда указывал на особую святость того или другого места ([[old:ish:03:05|Исх. 3:5]]; [[old:nav:05:15|Нав. 5:15]]), но во всех случаях святость сознавалась людьми, удостоившимися принять откровение свыше, именно отражалась в сердцах людей чувством смертельного страха и глубокого благоговения (напр., у Агари, [[old:gen:16:13|Быт. 16:13]]; Моисея, [[old:ish:03:06|Исх. 3:6]] и др.). «Дом Божий» (beth Elohim = beth El, ст. 19) и //«врата небесные»// (schaar hasehamaim) — термины, впоследствии сделавшиеся обычными названиями для храма — заимствуются патриархом из содержания видения и усвояются им месту видения как бы по пророческому предвидению будущего святилища Божья (со времени разделения Еврейского царства в Вефиле был один из двух храмов десятиколенного царства, [[old:3ts:12:29|3 Цap. 12:29]]). [<10>]