[<10>] ====== Толкования на Быт. 29:11 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал** Если вы, братья, обратите внимание, то поймете, что праотцы не случайно находили себе жен у колодцев или источников. Если бы такое случилось лишь раз, можно бы было сказать, что это случайность и не имеет особой цели. Однако благословенная Ревекка, которой предстояло соединиться с благословенным Исааком, обнаружилась у источника (см. [[old:gen:24:10|Быт. 24:10-67]]); Рахиль, на которой предстояло жениться благословенному Иакову, была узнана у источника; и Сепфора, на которой женится Моисей, тоже обнаруживается у источника (см. [[old:ish:02:16|Исх. 2:16-21]]). Не нужно сомневаться в том, что в этих фактах мы должны видеть таинства. Все трое из праотцев были образом нашего Господа и Спасителя, и они потому находили своих жен у колодцев или источников, что Христу предстояло найти Свою Церковь у вод крещения. Более того, когда Иаков пришел к колодцу, Рахиль сначала напоила стадо, и лишь затем он поцеловал ее - действительно, возлюбленные, пока христиане не омоются от всего злого водами крещения, они не достойны иметь мир Христов. Разве не мог благословенный Иаков поцеловать свою двоюродную сестру, когда увидел ее, то есть раньше, чем та напоила скот? Конечно же, мог, но здесь совершалось таинство: Церкви было необходимо благодатью крещения освободиться от всякой несправедливости и любых разногласий и так заслужить мира с Богом. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал** См. Толкование на [[old:gen:29:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 29:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал** **Заплакал**. Слезы нечаянной радости и любви родственной [[old:gen:43:30|(Быт. 43:30]]; [[old:gen:45:02|Быт. 45:2]], [[old:gen:45:14|14]], [[old:gen:45:15|15)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал** Продолжая свой путь, Иаков подходит к колодцу и видит Рахиль. Она пришла со стадом, босыми ногами, в убогой одежде, и лицо ее было опалено солнцем. Иаков уразумел, что Тот, Который послал прекрасную Ревекку к источнику (см. [[old:gen:24:10|Быт. 24:10-67]]), и убогую Рахиль посылает к колодцу - и показывает ей опыт своего мужества: отваливает от колодца закрывавший его камень, который едва могли сдвинуть многие сильные. Когда же он обручил Рахиль Богу таким чудным деянием, он и сам обручается с ней при помощи поцелуя. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал** Непосредственно после проявления мужества и силы (ст. 10) Иаков обнаруживает необыкновенную чувствительность: в поцелуе Рахили и затем в слезах. По иудейским толкованиям, Иаков заплакал или потому, что при первом же свидании с Рахилью предчувствует раннюю смерть Рахили и то, что она не будет покоиться в одной с ним могиле, – или в смущении, что не может принести ей столь богатого вена, как Елиезер Ревекке. Иаков заплакал от радости свидания, после пережитых испытаний пути (ср. [[old:gen:43:30|Быт. 43:30]]; [[old:gen:45:14|45:14–15]]; [[old:gen:46:29|46:29]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]