[<10>] ====== Толкования на Быт. 29:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 31-32 **Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** Заметь и здесь неизреченное человеколюбие Господа, как мало-помалу Он приводит в исполнение обетования Свои. Он сказал: //«буду с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши, и возращу тя, и умножу»// [[old:gen:28:15|(Быт.28:15)]]; и теперь все так и устрояет. Чтобы убедиться в этом, послушай, как ясно говорит об этом само божественное Писание: **«видев же Господь Бог яко ненавидима бяше Лия, отверзе ложесна ее: Рахиль же бяше неплоды. И зачат Лия, и роди сына Иакову»**. Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна привлекала к себе благорасположение мужа красотою а другая, лишенная красоты, казалась нелюбимою, то Бог этой последней подает чадородие, а в той заключает утробу: то и другое устрояя по свойственному Ему человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей, привлекая к себе любовь мужа, а другая, по причине красоты и благообразия, не восставала против сестры. **«И отверзе**, – сказано, – **ложесна ее»**. Научись из этого, возлюбленный, что Творец всего есть и правитель всего, и естество возбуждает Он к чадорождению, и что сожитие остается бесплодным, как скоро нет помощи свыше. Для того и сказано: **«отверзе ложесна ее»**, чтобы мы знали, что Сам Господь благоволил даровать Лии силу чадородия, для утешения ее в скорби. Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и Давид сказал: //«восприял мя еси из чрева матере моея»// [[old:ps:138:13|(Пс.138:13)]]. И заметь, как божеств. Писание показывает нам, что Творец природы производит собственною силою и то и другое и возбуждает у одной способность чадородия, а у Рахили удерживает. Он есть Владыка естества, и потому беспрепятственно совершает все. **«И зачат**, – сказано – **Лия, и роди, сына Иакову: нарече же имя ему Рувим, глаголя: яко призре Господь на мое смирение...: ныне возлюбит мя муж мой»**. Посмотри, как признательна эта жена! Господь, говорит она, видя смирение мое, даровал мне чадо, чтобы ради его я могла быть любима (мужем). **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 56.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна** **Ненавидима**. То есть менее любима [[new:lk:14:26|(Лк. 14:26)]]. **Рахиль была неплодна**. Рахиль невинна и получит детей в свое время, но прежде нужно было излечить Иакова от его страсти. ...Лия не красна, но многочадна; Рахиль доброзрачна, но неплодна. Крест горек, но питает душу и обогащает ее плодами духовными; услаждение приходит и преходит, оставляя только чувствование лишения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== __Лия рождает четырех сыновей.__ **Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна** Иаков по сравнению со страстно любимой Рахилью почти не замечал, не ценил Лии («//amorem sequentis priorui praetulit//», Vulg.). Всевышний, милостиво призирающий на всех несчастных и обиженных [[old:gen:14:07|(Быт 14:7]], [[old:gen:21:17|21:17]], [[old:gen:39:02|39:2)]], дарует Свою милость и не имевшей полного супружеского счастья: она делается матерью первая, а Рахиль остается неплодной (что одна из двух жен была любимой, //aguvah//, а другая — нелюбимой, //senuah//, было явлением обычным, [[old:vtor:21:15|Втор. 21:15)]]. [<10>]