[<10>] ====== Толкования на Быт. 29:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** См. Толкование на [[old:gen:29:31#svt_ioann_zlatoust|Быт. 29:31]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** Рувим был первородным между родившимися после него, но о родстве с ним тех, кто родился после него, свидетельствовали их внешние черты и сходство с первородным, так что нельзя было не признать их братства, о котором свидетельствовало подобие по виду. Итак, если и мы через единообразное возрождение водою и Духом стали братьями Господа, Который ради нас стал //первородным между многими братьями// ([[new:rim:08:29|Рим. 8:29]]), то следует и нам в чертах своей жизни выражать родство с Ним, поскольку Тот, Который был //рожден прежде всякой твари// ([[new:kol:01:15|Кол. 28:16]]), принял на Себя образ нашей жизни. О каких же чертах Его образа мы узнали из Писания? Как мы многократно говорили, они состоят в том, что Он //не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его// ([[new:1pet:02:22|1 Пет. 2:22]]). Итак, если мы намерены называться братьями Проводника нашего рождения, то мы должны заверять о своем родстве с Ним через безгрешность нашей жизни, чтобы никакая скверна не отделяла нас от соединения с чистотой. Но Первородный есть также //праведность, освящение, любовь, искупление// и тому подобное (ср. [[new:1kor:01:30|1 Кор. 1:30]]). Итак, если и наша жизнь будет характеризоваться этими чертами, то мы представим ясные признаки нашего благородства, так что каждый, видя эти черты в нашей жизни, засвидетельствует наше братство с Христом. //**О христианском совершенстве.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** **Рувим**. Значит //сын призрения//. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** Желаешь знать толкования имен патриархов. Скажу тебе оные. **Рувим** означает: видящий сын, Симеон – послушание Богу, Левий – прилепленный, то есть прилепившийся к Богу и пребывающий с Ним в единении, Иуда – исповедание, Иссахар – награда святых, Завулон – ночное спасение, Иосиф – прибавление Господне, Вениамин – сын десницы, Дан-суд, Нефеалим – нагнутая ветвь, или молитва, Гад – благоуспешный, или удачный, Асир- богатство, или блаженство. **//Письма на разные темы. Акакию Мемориалию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** Я хочу дать этимологии имён сразу всех патриархов, чтобы сделать изложение покороче. «И назвала его, – сказано, – именем Рувим, говоря: ибо увидел Господь смирение моё». Ruben (רְאוּבֵ֑ן) переводится как «сын видения». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Архим. Эмилиан Симонопетрит ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** Лия - символ деятельной жизни. Вначале тебе нужно принести плоды послушания, смирения, повседневной борьбы, молитвы, в которой ты пока не видишь Бога, получить благословение, родить многочисленных "чад", и уже после того, как ты насладишься появлением на свет одного "чада" за другим, насладишься плодами своей деятельной духовной жизни, ты войдешь в созерцательную жизнь. //**Толкование на подвижнические слова аввы Исаии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой** По обычаю древности (ср. [[old:gen:04:01|Быт. 4:1]]) имя первенцу Иакова дает мать его, Лия. //Рувим// евр. //Ruben// - //вот сын// — естественное восклицание радости у матери. Но в тексте стиха дается несколько иная этимология имени, основанная на нередкой в еврейском языке игре слов: //raah beani// — «//призрел// (Господь) //на мое бедствие».// Иудейские комментаторы, обращая внимание на слово (ст. 31) //vajiphtach//, //«и отверз»,// полагали, что и Лия была совершенно неплодна, и что 12 патриархов родились столь же не вполне естественным путем, как и Исаак, Исав и Иаков. **//Толковая Библия.//** [<10>]