[<10>] ====== Толкования на Быт. 30:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева** Что же на это благочестивый Иаков? **«Разгневася**, – сказано, – **на слова сии, и рече ей: еда вместо Бога аз есмь, иже лиши тя плода утробного?»**. Что ты, говорит, забыв Владыку естества, укоряешь меня? Он лишил тебя плода чрева; почему ты не просишь Того, Кто может открыть производительность природы и дать чреву способность чадорождения? Знай, что Он лишил плода чрево твое и сестре твоей даровал такую плодовитость. Итак, не требуй от меня того, чего я не могу дать и в чем я не властен. Если бы это от меня зависело, я конечно предпочел бы тебя сестре, имея к тебе больше благорасположения. Но так как я нисколько не могу помочь тебе в этом, хотя бы еще в тысячу раз более был расположен, то прибегни с прощением к Тому, Кто неплодству подвергает, но и разрешить его может. Смотри, как рассудителен праведник: даже в гнев приведенный словами жены, он дает ей ответ с великою мудростью; тщательно поучает, ее, объясняя ей причину (неплодства), дабы она, оставив Господа, не требовала от другого кого-либо того, что только Бог один может даровать. Узнав таким образом, что она от Бога лишена чадородия, и видя сестру, гордящуюся детьми, желая получить хотя малое утешение, говорит Иакову: ты вразумил меня теперь, что не по твоей вине я остаюсь бесчадною; и так возьми хотя рабу мою, и дай мне от нее детей, чтобы я хотя малое утешение для себя могла найти в усыновлении рожденных от рабы. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 56.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева** **Неужели я вместо Бога, который не дал тебе плода чрева**? Евреи (см. Paraph. Hieros. in Genes. XXX. 22) замечают, что Бог хранит три ключа, которых не предаст ни Ангелу, ниже Серафиму: а) жизни или рождения [[old:1ts:02:05|(1 Цар. 2:5]], [[old:1ts:02:06|6]]; [[old:ps:112:09|Пс. 112:9]]; [[old:ps:126:03|Пс. 126:3)]], б) дождя или плодородия [[old:vtor:28:12|(Втор. 28:12)]] и в) гроба или воскресения [[old:iez:37:12|(Иез. 37:12-13)]]. Некоторые присовокупляют четвертый ключ питания [[old:ps:144:15|(Пс. 144:15-16)]]. Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начала, и продолжение, и совершение бытия человеческого. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева** Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений [[old:gen:01:28|(Быт. 1:28]]; [[old:gen:09:01|9:1]], [[old:gen:09:07|7]]; [[old:ps:126:03|Пс. 126:3)]]. По древнееврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: а) //жизни и рождения// [[old:1ts:02:05|(1 Цар. 2:5–6]]; [[old:ps:112:09|Пс. 112:9]], [[old:ps:126:03|126:3)]]; б) //дождя или плодородия// [[old:vtor:28:12|(Втор. 28:12)]] и в) //гроба и воскресения// [[old:iez:37:12|(Иез. 37:12–13)]]. Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. [[old:gen:24:65|Быт. 24:65–66]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]