[<10>] ====== Толкования на Быт. 30:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== ** И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову** См. Толкование на [[old:gen:30:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 30:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим** Здесь предлагается совершенно иная причина имени Неффалим чем та, которая написана в Книге Еврейских Имён. Поэтому и Акила говорит: συνανεστρεψεν με ο Θεος, και συνανεστραφην. Вместо этого в еврейском тексте написано: nephthule eloim nephthalethi (נַפְתּוּלֵ֨י אֱלֹהִ֧ים נִפְתַּ֛לְתִּי). Таким образом, от «обращения» или от «сочетания» она дала сыну имя Неффалим, потому что это слово обозначает и то и другое: и «обращение» и «сочетание». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим** Имя Неффалим, евр. Нафтали, — «борение», «борьба» (или «борец»), разумеется борьба не столько открытая и веденная силой, сколько искусством, интригой (евр. patal имеет значение «извиваться», откуда niphtal, искривленный, коварный, ср. [[old:iov:05:13|Иов. 5:13]]; [[old:pr:08:08|Притч. 8:8]]) [По И. Флавию (antiqu. i, 18, 19) значение «Неффалим» — ἀμηχάνητος – διὰ τὸ ἀντιτεχνάσασθαι («непобедимый, по причине борения искусством»)]. Борьбу свою с Лией Рахиль называет «Божией». О победе Рахили над Лией после того, как у первой родились только два и притом приемных сына, а у второй уже было 4 собственных, говорить можно было только в том приподнятом настроении духа, какое переживала теперь Рахиль. LXX, Vulg., слав. выражают мысль, что Рахиль только //сравнилась// с сестрою. [<10>]