[<10>] ====== Толкования на Быт. 31:10 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт. 31:3–16). В сей паремии повествуется о приготовлении Иакова к возвращению из Харрана на родину. Ст. 10-12 **И бысть егда зачинаху овцы во чреве приемлюще, и видех очима моима во сне: и се козлы и овны восходяще бяху на овцы и козы, беловатыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя. И рече ми ангел Божий во сне: Иакове! Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима твоима, и виждь козлы и овны восходящия на овцы и козы, белыя и пестрыя, и пепеловидныя пестрыя: видех бо, елика тебе Лаван творит** Видение во сне Иаков пересказывает своим женам с целью указать им на особенное участие промысла Божия в том, как он разбогател. Первоначальное условие с Лаваном о вознаграждении Иакова известно. Трудно было Иакову, судя по естественному порядку вещей, надеяться на значи­тельное вознаграждение при таком, мало обещающем, ус­ловии; трудно было ему ожидать, что от **белого скота** будет в пользу его плодиться **скот пестрый**. И если Лаван, при корыстолюбии своем, с радостью согласился на предло­женное самим Иаковом такое условие вознаграждения его, то согласился по уверенности, что не он останется в убытке [[old:gen:30:34|(Быт. 30:34)]]. Но Иаков надеялся на покровительство Божие, и надежда его была не тщетна. Хотя ему поручен только **белый скот**, но в видении, которое он имел по заключении договора с Лаваном, его взору представлена картина опло­дотворения, которою ему давалось знать, что приплод от **белого скота** будет такой, какого естественно ожидать от **скота пестрого и смешанного цвета**. Показаны ли ему при сем те средства, какими он мог достигнуть того, чтобы скот рождался такого цвета, какой назначен ему в награду, неизвестно. Но во всяком случае успех тех искусственных средств, какие действительно употреблены были Иаковом для сей цели, зависел от Бога, Который видением во сне предрек ему умножение награды и обнадежил его в сем. Вот эти средства: во время оплодотворения **белого скота**, он полагал перед глазами его испестренные прутья, с целью цветом прутьев подействовать на воображение зачинающих животных и чрез воображение на вид зародыша. Полученный таким образом разноцветным приплод Иаков разлучал от **белого**, так чтобы во время зачатия разноцветный скот, по возможности, был в глазах **белого**, но не наоборот. Расчет был опять на воображение зачинающих животных. [[old:gen:30:37|(Быт. 30:37-41)]]. Сам Иаков, как мы видели [[old:gen:31:08|(Быт. 31:8-9)]], приписывал свое обогащение особенному покровительству Божию, и это тем более несомненно, что при неоднократном изменении условий награды, Иаков едва ли мог каждый раз придумы­вать новые искусственные средства к тому, чтобы не только не лишиться условленной награды, но и умножить ее, – о них и не упоминается в повествовании Моисея. – **«Видех бо, елика тебе Лаван творит»**. Господь, обнадежив Иакова, посредством видения, в Своем покровительстве, объявля­ет, что покровительствует ему по состраданию к нему, ибо видит несправедливость к нему **Лавана**, который ничем не вознаградил его за четырнадцатилетнюю работу. В видении является беседующим с Иаковом Ангел Божий, но в следующем стихе сей Ангел Сам называет Себя Богом, следственно Он есть Сын Божий, //«великого совета Ангел»// [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия//** ===== Лопухин А.П. ===== **Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами** См. Толкование на [[old:gen:31:09#lopuxin_ap|Быт. 31:9]] [<10>]