[<10>] ====== Толкования на Быт. 31:43 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими** Своим оправданием Иаков достаточно подействовал на Лавана, обличая несправедливость к нему и исчисляя свои благодеяния, ему оказанные; поэтому тот, пристыженный его словами, уже впадает в страх и желает заключить союз с праведником. Вот что значит попечение Божие! Тот, кто сам так устроил и с такою горячностию преследовал праведника, впадает в такую боязнь, что ищет у него союза. **«Отвещав же Лаван, рече ко Иакову: дщери твоя – дщери моя; и сынове твои – сынове мои, и скоти твои – скоти мои, и вся, елика ты видишь, моя суть и дочерей моих: что сотворю им днесь или чадом их рожденным»**? Я знаю, говорит, что и дочери это мои, и все, что у тебя есть, «перешло» к тебе от моего достояния: что же я могу сделать им или их детям? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими** См. Толкование на [[old:gen:31:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 31:17]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 42-47 **Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. И взял Иаков камень и поставил его памятником. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом** Ст. 53 **Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака** Лаван не удовлетворился. И на другой день утром, после того как вечером явился ему истинный Бог, требовал богов своих. Вопреки тому, что сам прежде говорил: "Ты обогатил меня, потому что благословил меня Господь пришествием твоим", говорит теперь: **скоти скоти мои, и вся елика ты видиши моя суть... гряди, завещаим завет... и будет во свидетелство между мною и тобою** Сначала они обвиняли друг друга, и Иаков говорил: **"Смирение мое и труд руку моею,** и все, что отнято у меня, **увиде Бог** и явился тебе вечером". Лаван же говорил: //скоти скоти мои... и вся елика ты видиши моя суть.// Но потом стали говорить: "Оставим все, что было доныне".** И взем Иаков камень, постави его в столп,** и все принесли по камню** и сотвориша** великий **холм**. Холм сей, воздвигнутый многими, должен был свидетельствовать как бы устами многих, что заключен завет при многих.** И... Иаков... прозва холм свидетель**, то есть сложившие холм сей суть свидетели тому, что и Лаван, и Иаков обещают не изменять ничего в завете, какой заключили при холме сем. Но чтобы сделать известным, что холм сей нужен был только во свидетельство завета, которому с сего времени они не будут впредь изменять, сказано: //кляся Иаков страхом отца своего Исаака,// и Лаван сказал: **Бог Авраамль и Бог Нахоров да судит между нама**. **//Толкование на книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 43-44 **И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою** Убежденный страстными, по справедливости, упреками Иакова, Лаван не без нежности к дочерям и внукам уверяет зятя своего в отсутствии у него всякого дурного намерения относительно родной ему семьи Иакова и в залог дружелюбия предлагает заключить взаимный союз, сущность и содержание которого указаны ниже, ст. 50 и 52: а) со стороны Иакова он был обязательством к доброму обращению с дочерьми Лавана и не умножению жен сверх наличного количества (ст. 50) и б) со стороны обоих, Иакова и Лавана, союз этот был ручательством, что ни один, ни другой не будут переходить полагаемой ими границы — холма — с враждебными друг другу целями. [<10>]